Урок.Творческая каллиграфия

  Информационный центр
Последние важные новости
 
Всем! Всем! Всем! Сделали возможность вставлять изображения из альбомов и вложений. Снизу, под окошком с сообщением (в расширенном режиме сбоку, под смайликами), соответствующие кнопки.
Ссылка и кнопка

ПОЛУЧИТЕ ЗАКАЗ
на выполнение изделий ручной работы


ИНФОРМАЦИЯ: Нажав такую кнопку, вы перейдете в тему, где мы постоянно выкладываем заказы для мастеров.
 
 
 


[Определение часового пояса]
Быстрая регистрация
Имя:
Адрес электронной почты: Вы согласны с правилами форума?  
Отделение людей от роботов

Подтверждение изображения
Пожалуйста, введите шесть букв и/или цифр, которые изображены на картинке.


Ответить
 
Bookmark and Share Опции темы
Старый 19.08.2010, 14:52   #1
Коренной мастер
 
Аватар для Хадиджа

Клева Урок.Творческая каллиграфия

Каллиграфия развивалась как искусство в течение многих веков частично потому, что необходимо было переписывать официальные документы, и частично потому, что до изобретения книгопечатания не существовало другого способа записи и передачи информации.
Термин "каллиграфия" происходит от греческих слов kallos - красота и graphos - письмо или, в более точном переводе, "графическое изображение". В Китае и Японии ремесло каллиграфии много старше чем на Западе, и оно достигло статуса одного из видов изящных искусств, равного живописи и поэзии.
Не обязательно быть художником, чтобы заниматься каллиграфией. Некоторая художественная склонность не повредит, но она не является определяющей. Важнее иметь представление ос словах, составляющих язык, и о формах письма

Немного истории
Формы письма существовали задолго до того, как греки приспособили для собственных целей финикийский алфавит. У них было два стиля написания букв. Надписи на памятниках составляли украшенные орнаментом буквы, а в сохранившихся документах тех дней присутствет обычный алфавит.
Римляне усовершенствовали греческий алфавит в целях соответствия его своему языку и создания определенного стиля для документов и рукописей по всей империи. С возникновением христианства ощущалась потребность в письменных источниках, так что в течение нескольких сотен лет происходило развитие различных стилей и форм письма.
В V веке книги на латинском языке писались преимущественно унциальным шрифтом. Это стиль письма прописными (заглавными) буквами. Буквы при этом имеют закругленные очертания и не соединяются друг с другом. Из этого шрифта развились современные заглавные буквы. В период с IV по VIII век унциальный шрифт стал общепринятым в церковном обиходе, в Англии и Ирландии этим шрифтом, именуемым островным шрифтом, были написаны такие шедевры как Ландсфарнское Евангелие и "Книга Кельтов".



Главной причиной развития такого характерного шрифта, как унциальный, явился переход к написанию документов на веленевой бумаге вместо папируса. Листы, написанные на велене, можно было складывать в форме книги. Веленевая бумага легко сгибалась в отличие от папируса, который при складывании трескался.
В VIII веке по указанию императора Карла Великого был создан стандартный шрифт (карлингский минускул), используемый во всех официальных документах. Именно возникновение этого шрифта явилось началом использования заглавных букв совместно с маленькими строчными буквами.
В добавление к использованию этого шрифта развивались и другие стили. Для рукописей, в которых в минимальный объекм нужно было вместить как можно больше текста, подходил убористый готический шрифт. Он был популярен в Северной Европе, но писцы в Южной Европе его недолюбливали, считая достоянием варваров.



В Италии была тенденция к созданию более удобной для скорописи манеры письма (курсив).
К началу XVI века большую часть того, что ранее переписывалось от руки, стали печатать, но это не привело к исчезновению каллиграфии. Переписчики стали изобретать более красивые стили письма для привлечения клиентов.

Инструмент
Фактически всё что нужно для работы - это перо, немного бумаги и тушь. Карандаш, линейка, раздвижная плоская поверхность в виде чертежной доски и теоретические основы дополнят комплект инструментов и выготовы к тому, чтобы начать работу.
До того как появилось металлическое перо, переписчики пользовались перьями, изготовленными из тростника, и гусиными перьями. Металлические перья обладают рядом преимуществ - они более долговечны, тушь с них стекает более равномерно, и толщину линии легче контроллировать.
Существует два основных типа ручек с перьями: ручка, обмакиваемая в чернила (состоит из ручки и пера), и ручка, изготавливаемая из пластмассы или дерева (ручка, перо и металлический резервуар). Ручка с резервуаром на очень удобна, т.к. для доливания чернил приходится делать перерывы в работе, что мешает сосредоточиться.
В настоящее время изготавливают специальные авторучки, предназначенные для каллиграфии. Авторучка идеально подходит для начинающих, однако выбор перьев нужной формы уступает выбору перьев для обычной ручки. Авторучка, дающая самую широкую линию, никогда не даст линию такой ширины, как специальное перо, вставляемое в обычную ручку.
Перья различаются по размеру, есть перья квадратные и перья для курсивы, для черчения и для обработки росчерков и завитков.
На первом этапе можно пользоваться авторучкой с каллиграфическим пером, а затем перейти к обычной ручке с набором специальных перьев.


На рисунке справа налево: каллиграфическая авторучка, фломастер с тупым срезом, ручка с металлическим пером, пружинная ручка, ручка для рисования, остроконечная кисточка, синтетическая кисточка, плотничий карандаш.

Металлические перья
Рондо - обозначает как каллиграфический стиль, так и форму пера. Это наиболее распространенный вид пера. Номера варьируются от 0, самого широкого, до 6, самого узкого, и между размерами предусмотрены полуразмерные перья (1/2). Перо может иметь в конце либо прямой либо косой срез. Чернильные контейнеры для перьев рондо продаются, но они имеют один и тот же размер для всй серии.
Плакатное перо. Эти перья расширяют набор рондо, довая возможность вычерчивать самые толстые линии - 12 мм шириной.
Шрифтовое перо имеет закруглённый конец и дает четкую линию одинаковой толщины, в которой отсутствуют более водянистые участки, характерные для линий, проводимых перьями с прямым срезом. Последние используются чаще всего для изготовления плакатов.
Каллиграфическое перо используется для вычерчивания букв по каллиграфическим нормам. Имеет специфическую горбатую форму. Обычное чертежное перо работает нисколько не хуже, и вначале можно отдать предпочтение ему.
Перья для курсива имеют широкий выбор размеров. Для художников, работающих правой рукой применяются перья с прямым срезом, для левшей - со скошенным.
Орнаментные перья имеют двухвершинную форму и используются для вычерчивания орнамента. У некоторых перьев два конца отличаются по ширине, и орнамент к буквам состоит из тонкой и толстой линий.

Фломастеры
Фломастеры точно рассчитаны по размеру и составляют набор инструментов для вычерчивания тончайших, толстых и средней толщины линий. Они достаточно долговечны и незаменимы для набросков и декоративных элементов букв в разных стилях.
Фломастеры, дающие широкую линию, не годятся для окончательной доработки шрифта, но могут использоваться в набросках и общих схемах. На некоторых сортах бумаги чернила с фломастера расплываются и оставляют кляксы, которые портят рисунок.

Тростниковые перья
Тростниковое перо - это самый древний из всех орудий письма, которые способны удерживать чернила, тушь и другую краску. Тростниковые перья применяются и сейчас, но их очень трудно приобрести. Можно изготовить самостоятельно из камыша или другого растения с трубчатым стеблем.



Гусиное перо
Гусиные перья продаются, и они готовы к употреблению. Как и тростниковое перо, можно изготовить самостоятельно.

Кисточки
Пара колонковых кисточек понадобится для запрсавки пера чернилами и для проведения тонких линий при украшении букв и постановки засечек в конце штрихов. Широкие плакатные кисти заменяют металлические перья.

Бумага
Теоретически можно практиковать каллиграфическое письмо на любой бумаге или картоне.
Прежде чем решить какой материал больше всего устроит вас и какой сорт бумаги использовать, нужно ознакомиться с технологией изготовления бумаги.
Полагают, что первое производство бумаги налажено в Италии около 1270 года. До этого времени и в течение многих последующих столетий все документы писались на пергаменте или веленевой бумаге, которая пришла на смену папирусу.
Технология изготовления бумаги оставалась неизменной в течение многих веков. Вымачиваются в воде растительные волокна или тряпье шерстяной или льняной ткани, затем эта масса высушивается и раскатывается в тонкие листы.
Бумага выпускается непрерывной лентой (рулонная) и отдельными листами (листовая). Бумага изготовленная вручну. отличается более высоким качеством, именно она лучше подходит для каллиграфии.


На рисунке сверху вниз: 300lb (нелощеная); 140lb (шероховатая); 140lb (нелощеная); 140lb (каландированная); 140lb окрашенная акварелью; 90lb картон.

В наше время количество сортов бумаги, изготавливаемой вручную, сокращается, и в то же время постоянно растет ассортимент и качество сортов фабричной выработки.
Сорта бумаги, изготовленные на основе древесной пульпы, как правило хуже тех, которые имеют тканевую основу. Бумага наивысшего качества готовится из льняных тканей.

По характеру обработки поверхности листа разделяют глянцевую (каландрированную) и шероховатую бумагу.
Каландрированная бумага с мелкозернистой лощеной поверхностью идеальный вариант для каллиграфического письма.
Нелощеная бумага принадлежит к тому же сорту, что и каландрированная, но имеет менее глянцевую, слегка шероховатую поверхность.
Шероховатая бумага не повергается специальной просушке и не пропускается через горячие вальцы, но просыхает сама собой, поэтому её поверхность более шероховата чем у вышеописанных сортов. Шероховатая и нелощеная бумага больше подходят для работы кистью, чем пером.
Веленевая бумага по традиции используется с той поры, когда бумага вабще вошла в обиход в конце средневековья. Телячья кожа, ровно как и лайка, проходит длительный и сложный процесс обработки, перед тем как становится пригодной для письма гусиным пером. Велень используется и в настоящее время, но этот материал очень дорогой.
Пергамент изготавливается из шкури овцы или ягненка. Качество поверхности уступает веленевой бумаге, но преимущества пергамента в том, что его листы могут быть более тонкими и рукопись из нескольких листов удается переплести.
Хорошей фабричной бумагой для вычерчивания орнаментов является обычная писчая бумага - дешевый и доступный материал.
Картон, как материал для работ по каллиграфии, несколько уступает по качеству. Он бывает разным по весу и качеству.

Зернистость бумаги
Если вам понадобится согнуть материал, на котором вы работали, и сделать, например, открытку или книжечку, то придется учесть зернистость бумаги. Она окажется очень важной для качества написанного.
Самый простой способ определить как лежит зерно это разорвать листок - бумага разрывается легче в направлении зерна. Другой прием состоят в том, чтобы перегнуть лист по произвольной линии сначала в однй, затем в другую сторону - В направлении зерна лист сгибается легче.


Направление зерна в бумаге.

Чернила
Вначале чернила изготовляли из ламповой сажи. Пегмент, получаемый из сажи, смешивали с клеем и водой. Получались густые, черные, несмываемые чернила.
Выбор шрифта и чернил нынче достаточно широк, только методом проб и ошибок вы сможете определить, какие чернила лучше всего соответствуют вашему стилю.
Самое главное при использовании чернил - убедиться что они не забивают перо, чернила должны свободно стекать с пера (поэтому для каллиграфических рбаот лучше использовать разводимые водой чернила). Несмываемые чернила забивают перо и не всегда пригодны для проведения тонких линий.
Идеальным видом чернил, особенно для новичка, являются чернила, которые смываются водой, достаточно долговечны, легко стекают с пера и согут быть использованы как в авторучке, так и с обычным пером.


Набор чернил и красок для каллиграфии.

Цветные чернила
С цветными чернилами работать не так легко, как может показаться на первый взгляд. В них часто содержится красители, которые нежелательным образом воздействуюют на бумагу, могут быть недолговечными и забивать перо. Если все таки решили пользоваться цветными чернилами, то следует выбирать именно каллиграфические.
Необходимо испытать, способны ли чернила смешиваться (для изменения основного оттенка), не приобретая каких либо отрицательных свойств.

Акварельные краски
Лучше пользоваться акварельными красками, чем цветными чернилами. Ими значительно проще получить нужный оттенок. Акварельные краски и гуашь (с примесью белил) вполне примелемы для письма пером и широко используются художниками.
Акварельная краска сохраняет живость цвета даже в разведенном виде. Гуашь тоже представляет собой краску на водной основе, но она менее прозрачна чем акварель. Она особо хороша для закрашивания больших поверхностей. Интенсивность обеих красок можно варьировать, добавляя либо воду либо краску. Лучше начать с более насыщенного цвета и ослаблять его, добавляя воду.

Рабочее место
Перед тем, как начинать работу, необходимо выполнить некоторые условия.
Важно правильно выбрать место для работы и знать как сидеть за столом. Вы должны держать всё необходимое под рукой и сидеть в удобной позе. При недостаточно продуманное позе плодотворной работы не получится, и вскоры вы почувствуете боль в спине или плечах от напряжения.


Организация рабочего стола.

Желательно сидеть на стуле или табуретке без подлокотников. Если они есть, вы обязательно почувствуете, что они вам мешают.
Используйте специальное, намертво закрепленное чертежное устройство. Доска должна иметь прочный упор и не должна ездить по столу, когда вы пишите. Устанавливайте доску под углом 45 градусов со столешницей. Этот угол должен быть немного меньше, если вы собираетесь работать красками или писать плакатным пером. Во время работы рука должна свободно двигаться.
Угол наклона ручки к поверхности доски слегка меняется в зависимости от стиля шрифта. В общем случае руку следует держать под углом около 60 градусов. При меньшем наклоне пером работать труднее.

__________________

Для просмотра ссылок или изображений в подписях, у Вас должно быть не менее 0 сообщение(ий). Сейчас у Вас 0 сообщение(ий).



Для просмотра ссылок или изображений в подписях, у Вас должно быть не менее 0 сообщение(ий). Сейчас у Вас 0 сообщение(ий).

Последний раз редактировалось Хадиджа; 30.11.2010 в 17:51.
Хадиджа вне форума  
Цитировать
Старый 19.08.2010, 14:53   #2
Коренной мастер
 
Аватар для Хадиджа

По умолчанию Re: Урок.Творческая каллиграфияКаллиграфия развивалась как искусство в течение многих

Разметка листа

Приколите к доске лист картона, промокательной бумаги или газеты, это обеспечит бОльшую эластичность поверхности. Бумагу на которой вы пишете не следует прикалывать к доске, т.к. придется двигать лист вверх и в стороны, чтобы удерживать выписываемую строку под рукой. Меняйте положение рабочего листа, подводя его под перо, а не двигайте рукой.

Порядок работы.
Начинать следует с разлиновки листа для ровных строк букв. Изучите шрифт, с которым собираетесь работать. Карандашем средне твердости проведите линии аккуратно и четко. Чтобы добиться этого, держите карандаш прямо и ведите по краю линейки. Карандаш должен оставлять след, но не продавливать бумагу.
Полезные советы
- ухаживайте за инструментами и чистите их регулярно
- перед употреблением встряхивайте бутылку с чернилами
- все новые перья покрыты тонким слоем лака, который можно легко удалить, если в течение секунды подержать перо в открытом пламени или смыть лак и тщательно протереть перо
- переносите на перо чернила с помощью специальной кисточки или пипетки, просто обмакивать перо в чернила не рекомендуется
- после завершения работы удаляйте чернила с пера небольшой тряпочкой или куском папиросной бумаги, протрите перо и резервуар и дайте просохнуть
- никогда не оставляйте надолго резервуар присоединенным к перу
- постарайтесь завести отдельную кисточку для чернил каждого цвета
- бумагу следует держать на плоской поверхности подальше от пыли и солнечных лучей; если пришлось свернуть бумагу, то листы должны лежать свободно, не натягиваясь

Теперь вы знаете что к чему. Предлагаю после выбора инструментов попробовать свои силы в нескольких орнаментах:





После тренеровок на орнаментах, можно попробовать различные шрифты:

Заглавные буквы латинского шрифта с засечками


Заглавные буквы латинского шрифта без засечек


Рустические заглавные буквы


Унциальный шрифт


Желаю всем успехов в освоении этого интересного искусства =)

Ссылки по теме: calligraphypen.wordpress.com

Урок подготовила tiro с использованием книги Малькольм Кауч Творческая каллиграфия. Искусство красивого письма.
__________________

Для просмотра ссылок или изображений в подписях, у Вас должно быть не менее 0 сообщение(ий). Сейчас у Вас 0 сообщение(ий).



Для просмотра ссылок или изображений в подписях, у Вас должно быть не менее 0 сообщение(ий). Сейчас у Вас 0 сообщение(ий).
Хадиджа вне форума  
Цитировать
Ответить


Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
 
Опции темы

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.
Trackbacks are Вкл.
Pingbacks are Вкл.
Refbacks are Выкл.



Текущее время: 20:40. Часовой пояс GMT +3.

Обратная связь - remesla.by - ремесла, ручная работа, хобби, увлечения - это наша жизнь - Архив - Условия использования - Вверх

Powered by vBulletin® Version 1.x.x
Support by SeeRay and DiDiO
Copyright ©2000 - 2018, vBulletin Solutions, Inc. Перевод:
zCarot
Все права защищены. Копирование любого материала с данного форума без разрешения администрации запрещено!