Remesla BY - ремесла, ручная работа, хобби, увлечения - это наша жизнь

Remesla BY - ремесла, ручная работа, хобби, увлечения - это наша жизнь (https://forum.remesla.by/)
-   Краски (https://forum.remesla.by/105-kraski)
-   -   Арабская каллиграфия (https://forum.remesla.by/105-kraski/418-arabskaya-kalligrafiya.html)

Хадиджа 19.08.2010 13:51

Арабская каллиграфия
 
Каллиграфия http://www.islamnaneve.com/images/29/diwani.jpg
Арабская каллиграфия является важнейшим видом искусства ислама, это своего рода символ ислама, отражающий его многогранность и в то же время- единую форму, его гармонию, красоту и силу. В эстетических принципах каллиграфии проявляются культурные ценности исламского мира.


Каллиграфия - искусство изображения слова - занимает почетное место в исламской культуре. Особая роль, отведенная каллиграфии, непрерывно связана с идеей Божественного Откровения. Поэтому уже с самых первых веков существования ислама каллиграфия была вознесена на уровень сакрального искусства.



Размещая эти страницы, нам хотелось хотя бы вкратце ознакомить посетителей сайта с величайшей мировой культурой. К сожалению, искусство каллиграфии известно в России немногим.

Это искусство сложно и необычайно многогранно, и на наших страницах рассказывается лишь о некоторых его азах, дающих общее представление об этом искусстве.

Введение в каллиграфию http://www.islamnaneve.com/images/13...fb6dade7_m.jpg
http://www.islamnaneve.com/images/133/calligr_1.jpg
Многие религии используют изображения для выражения основ своих убеждений, ислам же вместо этого предлагает каллиграфию. Отказ от изображений, как от возможной формы идолопоклонства, привел к развитию каллиграфии в религиозном направлении. Искусство письма всегда занимало необычайно высокое место в арабской, а затем и в исламской культуре.

Инструменты письма
Стандартные инструменты для занятия каллиграфией - это тростниковые перья, кисточки, ножницы, нож для подрезания перьев и чернильница.
Тростниковое перо, часто называемое «калямом» (по-арабски слово «калям», собственно, означает «перо»), и по сей день остается самым распространенным инструментом для подлинной каллиграфией. Держать перо нужно средним, указательным и большим пальцем, большое значение имеет угол наклона кончика пера по отношению к плоскости листа. Нельзя сильно нажимать на перо, это должны быть легчайшие, «воздушные» прикосновения.
http://www.islamnaneve.com/images/199/Bamboo.jpg Издревле самые лучшие перья поставлялись из прибрежных земель Персидского залива и продавались по всему мусульманскому миру. Перья считались очень ценным предметом. Мастера каллиграфии пробовали самые разнообразные калямы, чтобы постичь различные ступени этого искусства. Форма пера, степень его заостренности, также зависела и от уровня самого мастера. «Сделайте ваш нож острее, чем бритва, не режьте больше им ничего, кроме каляма, и хорошенько храните его». Стандартная длина пера колебалась от 24 до 30 сантиметров и 1-1,5 см в диаметре.
Знаменитый путешественник-ориенталист 19 века, Дэвид Джеймс, отмечает, что срезанный тростник оставляли лежать на земле в течение нескольких недель, пока он не достигнет нужной кондиции, потом его собирали, сортировались, обрезали и зачищали. Каллиграфы имели доскональные знания о том, как выбрать наилучший тростник, как расщепить его ровно посередине, как заточить и потом подрезать кончик пера. Хорошее перо было заветным и даже передавалось по наследству. А иногда, когда каллиргаф умирал, его перо клали в могилу вместе с ним.
http://www.islamnaneve.com/images/199/nibs.jpg Чернила были разноцветными: черными, коричневыми, желтыми, красными, голубыми, белыми, серебряными и золотыми. Черные и коричневые использовались чаще всего. Многие каллиграфы предлагали свои рецепты приготовления чернила, другие держали свои рецепты в секрете. Чернила, сделанные персами, индийцами и турками, могли сохраняться очень долго, оставаясь свежими. Приготовление занимало несколько дней и включало в себя много химических процессов. Хотя технология приготовления различалась, их основу, как правило, составляла сажа, смешанная с водой и арабским гумми - клеем, который получали из особых пород деревьев.
Другими ингредиентами были индиго, толченые чернильные орешки и хна, иногда чернила ароматизировались.
В 751 из Китая, через Самарканд, была ввезена бумага, и в искусстве письма началась новая эра. Бумага сыграла решающую роль в несчетном количестве последующих изобретений, преобразовав исламскую каллиграфию. Бумага производилась из хлопка, шелка, других волокон, но только не из древесной массы.
Перед началом письма бумага подвергалась шлифовке, для этого использовался камень с очень гладкой поверхностью, как правило, агат или жадеит (жадеит- минерал желто –зеленого цвета).
Потом расставлялись точки- отмечались основные направляющие линии будущей надписи, и только потом, на эту едва различимую канву, наносилась сама надпись. Когда мастер разрабатывал концепцию собственной композиции, он должен был четко следовать нанесенной разметке. Созданный шедевр впоследствии многократно копировался каллиграфами из разных стан, расходился по всему свету, кочуя из Индии в Стамбул , в Дамаск и Самарканд.
В каллиргафии, как и во всех видах традиционного классического искусства, основной акцент делался на совершенство мастерства, соревнование великих мастеров современности и прошлого, при этом новаторству и изобретениям уделялось меньше внимания. Тем не менее, величайшие мастера этого искусства иногда добавляли новые элементы.
Некоторые работы с выставки современной каллиграфии в Эрмитаже



http://www.islamnaneve.com/images/550/oda3.gif http://www.islamnaneve.com/images/550/1_3.gif http://www.islamnaneve.com/images/550/love.gif
http://www.islamnaneve.com/images/550/zikr.gif http://www.islamnaneve.com/images/550/love1.gif http://www.islamnaneve.com/images/550/table.gif
http://www.islamnaneve.com/images/550/oda1.gif http://www.islamnaneve.com/images/550/oda.gif http://www.islamnaneve.com/images/550/decor.gif http://www.islamnaneve.com/images/550/vual.gif Сверху вниз, слева направо:

Ода №3, Али Омар Эрмес;
Ха аль-Ашхаб, Али Омар Эрмес;
Любовь, Мухаммад Эхсаи;

Зикр(серия из 4х работ), Мухаммад Эхсаи;
Праздник весны, Мухаммад Эхсаи;
Декоративное блюдо из инсталяции "Рабийия аль-Адавийа"


Поле битвы №5-Человечество, разрушающее мир, Али Омар Эрмес;
Повторяющиеся формы, Али Омар Эрмес;
Без названия, Наджа Махдави;

Завуалированная меланхолия (серия из 2 работ), Малихе Афнан

Хадиджа 19.08.2010 13:54

Re: Арабская каллиграфия
 
Росписи на ткани http://www.islamnaneve.com/images/615/escript1.jpghttp://www.islamnaneve.com/images/615/escript2.jpghttp://www.islamnaneve.com/images/615/escript3.jpg
http://www.islamnaneve.com/images/615/agreentiger1.jpghttp://www.islamnaneve.com/images/615/agreentiger2.jpghttp://www.islamnaneve.com/images/615/agreentiger3.jpg http://www.islamnaneve.com/images/615/btigre1.jpghttp://www.islamnaneve.com/images/615/btigre3.jpghttp://www.islamnaneve.com/images/615/btigre2.jpg http://www.islamnaneve.com/images/615/batic.jpghttp://www.islamnaneve.com/images/615/batic1.jpg
Основные каллиграфические стили:


куфическое письмо http://www.islamnaneve.com/images/135/kuffheader.JPG
Куфическое письмо (по-русски иногда просто говорят "куфия", но арабам это режет слух, так как "куфия"- это название головного убора), является самым древним. Этот стиль был создан после основания двух городов в Ираке- Басра и Куфа, в конце 8 века, отсюда и название стиля. Его полное название на арабском звучит как «аль хат аль Куфи», что означает «куфический почерк». Куфическое письмо сыграло большую роль в дальнейшем развитии всей каллиграфии.
http://www.islamnaneve.com/images/135/kuff4.JPGСтиль имеет очень четкие, специфические геометрические пропорции, угловатость и ширина букв строго выдержана. Вертикальные линии слабо выражены, буквы вытянуты по горизонтали, это широкий почерк, поэтому его используют для надписей на горизонтальных поверхностях. Куфия универсально подходит для росписи любых материалов- шелка, гипса, дерева, керамики, металла, стекла, слоновой кости, архитектурных элементов (гробницы тимуридов в Самарканде).
Фото: Рукопись Корана,9-10в., куфический шрифт, красным цветом расставлены огласовки.
Развитие куфического письма привело к возникновению многих его модификаций. Наиболее яркими разновидностями куфии являются следующие:

  1. Куфия аль-мухаммаль, или цветущая куфия: Наложение надписи на фон самостоятельной растительной и геометрической композиции.
  1. Куфия аль-музаффар: Особое сочетание и игра букв на выделенных глубоких вертикалях.
  1. Куфия аль –хандаси: Композиция строится на сочетании слов с геометрическими формами- кругом, квадратом, треугольником.

дивани http://www.islamnaneve.com/images/136/diwheader.JPG


Дивани считается оттоманским стилем, он развивался параллельно со стилем шикастех («разбитый стиль»). Дивани был разработан каллиграфом Ибрагимом Муниф в конце 15 века на основе персо-турецкого письма та’лик и представляет собой ярко выраженный, структурированный курсив. Наибольшую популярность этот стиль проибрел в 17 веке, во многом благодаря работам блестящего мастера Шалы Паша. Дивани, наряду с рик’а, был излюбленным стилем при дворе Оттоманских султанов. Производной от дивани является дивани – джали, известный также как хумайюни («императорский»), автором которого является Хафиз Усман. Пространство между буквами усыпано декоративными элементами, не имеющими смысла с точки зрения орфографии. Дивани – джали идеано подходит для декоративных целей.



насх http://www.islamnaneve.com/images/137/nasshead.JPG
Насх – один из самых ранних видов письма. Он приобрел популярность после того, как подвергся значительной переработке знаменитым каллиграфом Ибн Муклахом в 10 веке. За счет создания системы четких пропорций насх приобрел характерную ему четкую ритмичность и линейность.
Позднее насх был еще раз модифицирован Ибн аль-Бавабом в очень изящное письмо, достойное Корана. Насх используется для написания коранических аятов чаще других видов письма. Насх пишется короткими горизонтальными «стежками», вертикали равны по длине горизонталям относительно строчки. Изгибы полные и глубокие, интервалы между словами всегда выдержаны.
Поскольку насх легко читается и его техника написания проста и доступна, этим стилем владеют практически все арабоязычные народы. В настоящее время насх является самым популярным стилем всех мусульман.

Хадиджа 19.08.2010 13:55

Re: Арабская каллиграфия
 
Та'лик http://www.islamnaneve.com/images/138/talikhead.JPG
Изначально этот вид письма был разработан известным каллиграфом при дворе Аббасидов Ибн Муклахом, однако стиль не приобрел популярности. Дальнейшее развитие этого стиля связано с Персией, его даже часто так и называют- фарси. Представляет собой курсив, используется с 9 века.
Одним из разработчиков правил написания этого стиля был Абд аль Хайия, родом из Иранского города Астарабад.
Та'лик широко используется в настоящее время в каллиграфии арабами, турками и индийскими мусульманами, для персов же он является повседневным письменным стилем. На основе та'лика персидский каллиграф Мир Али Султан аль-Табризи разработал новый стиль, более легкий и изящный- наста’лик. Само название наста’лик является комбинацией слов насх и та’лик. Почти все знаменитые персидские миниатюры, антологии, эпические произведения и другие виды литературы – все они написаны в стилях та’лик и наста’лик. Но только не Священный Коран.

рик'а http://www.islamnaneve.com/images/139/rikahead.JPG

Стиль рик’а («маленький листок»)- иногда произносят как рук’а- был разработан на основе стилей насх и сулс. Хотя рик’а и схоже со стилем сулс, все же рик’а развивался совершенно самостоятельно и в ином направлении- в сторону упрощения. Геометрия букв несколько напоминает сулс, но сами буквы меньше и более изогнуты. Стиль рик’а более округлый, плотно структурированный, с короткими горизонтальными «стежками», совсем иное написание имеет буква «алиф» - нет заостренного крючка.
Рик’а был одним из излюбленных стилей оттоманских каллиграфов и обязан своим дальнейшим развитием известному мастеру Шейху Хамдулле аль-Амаси. Позднее рик’а подвергся неоднократным переработкам, и в результате превратился в один из наиболее популярных стилей. Сегодня почти все арабоязычные народы используют его в при повседневном письме.

"Разговор- серебро, а молчание- золото"

http://www.islamnaneve.com/images/139/rk1.JPG

"Только тот, кто сам внутренне красив, видит красоту вокруг"

http://www.islamnaneve.com/images/139/rk2.JPG
сулс http://www.islamnaneve.com/images/140/thulthhaed.JPG
Стиль сулс появился в 7 веке во время правления династии Омейядов, но широкую популярность приобрел только в конце 9 века. Само слово «сулс» в переводе означает «треть». Возможно, это связано с соотношением прямых линий относительно изгибов, или с тем, что шрифт составлял треть размера другого популярного в то время стиля.
Сулс редко используется для написания коранических аятов, это скорее орнаментальный стиль, по сей день используемый в различных эпитафиях, посвящениях, заголовках, обращениях в высоком стиле.
Стиль характеризуется изогнутыми буквами с крючками на конце. Буквы, соединяясь, то наплывают друг на друга, то рассыпаются, создавая единый курсивный поток, часто с очень сложными пропорциями. Сулс отличается тщательно продуманной, изящной графикой и удивительной пластичностью.

Хадиджа 19.08.2010 13:57

Re: Арабская каллиграфия
 
Галерея современной арабской каллиграфии

http://www.islamnaneve.com/images/29...b9b64add_m.jpghttp://www.islamnaneve.com/images/29/20.jpg http://www.islamnaneve.com/images/29...329b4eda_m.jpg http://www.islamnaneve.com/images/29...97bdcf20_m.jpg
http://www.islamnaneve.com/images/29/10.jpghttp://www.islamnaneve.com/images/29/80.gif http://www.islamnaneve.com/images/29/40.gifhttp://www.islamnaneve.com/images/29...33d48567_m.jpg
http://www.islamnaneve.com/images/29/50.gifhttp://www.islamnaneve.com/images/29/70.gif http://www.islamnaneve.com/images/29/30.gifhttp://www.islamnaneve.com/images/29/elshaarani980.gif Источник


Текущее время: 22:05. Часовой пояс GMT +3.

Powered by vBulletin® Version 1.x.x
Support by SeeRay and DiDiO
Copyright ©2000 - 2019, vBulletin Solutions, Inc. Перевод:
zCarot
Все права защищены. Копирование любого материала с данного форума без разрешения администрации запрещено!