Нюансы при изготовлении кукол из пластики

  Информационный центр
Последние важные новости
 
Всем! Всем! Всем! Сделали возможность вставлять изображения из альбомов и вложений. Снизу, под окошком с сообщением (в расширенном режиме сбоку, под смайликами), соответствующие кнопки.
Ссылка и кнопка

ПОЛУЧИТЕ ЗАКАЗ
на выполнение изделий ручной работы


ИНФОРМАЦИЯ: Нажав такую кнопку, вы перейдете в тему, где мы постоянно выкладываем заказы для мастеров.
 
 
 


[Определение часового пояса]
Быстрая регистрация
Имя:
Адрес электронной почты: Вы согласны с правилами форума?  
Отделение людей от роботов

Подтверждение изображения
Пожалуйста, введите шесть букв и/или цифр, которые изображены на картинке.


Ответить
 
Bookmark and Share Опции темы
Старый 17.02.2011, 22:54   #1
По умолчанию Нюансы при изготовлении кукол из пластики

ИСТОЧНИК


Про роспись куклы


Сначала изложу то, чему учат на кукольных курсах.
Обжигаемые пластики расписываются дважды - до обжига и после. До прописываются всякие моршинки, складочки, розовость ладошек, румянец, углубленя глазных впадин и т.п. После рисуются глаза и губы.

Для росписи до используется человеческая косметика самого дешевого сорта, главное, чтобы она была без малейшего намека на блеск и перламутр. Причем в этом лучше удостовериться, нанеся ее на маленький шарик из пластика и обожжя... -жгя?.. его, потому что есть некоторые гадские косметики, которые выглядят совершенно матовыми, но после обжига все равно приобретают перламутровость.

Если пластик белый, ему придается телесный цвет путем многочасового смешивания его с небольшим количеством человеческих матовых румян или пудры. Для меня это почти невыполнимая физически задача - очень это трудно промесить, чтобы не было "мраморности", да еще рука болит... На курсах говорили, что кто-то это делает путем многоразового прокручивания через мясорубку, но мне это сомнительно, потому что от металла мясорубки, по-моему, должен обязательно появиться противный грязно-серый оттенок.

Короче, я выработала такую технологию. Лепится все просто из белого, безо всякого перемешивания. Да, еще важный момент - пластики дико собирают на себя всю грязь и пыль из окружающей среды, имей в виду!
Потом румянами или пудрой темного загарного цвета прямо по белому прописываются все детали. Делается это художественной колонковой или беличьей кисточкой. Очень важно прописать все. Т.е. любая выпуклость или впуклось формы должна быть акцентирована - все сусавы пальчиков, ногти, ладошки, мочка уха, внутренность уха, внутренний угол глаза, скулы, ноздри, крылья носа - короче, все. Понятно, что веки лучше прописывать не румянами, чтобы не получилось эффекта красных заплаканных глаз, а либо пудрой темного цвета, либо тенями коричнево-оливковых тонов.

Я сейчас описываю не создание лица с макияжем, а создание просто лица, как такового!

Прописать все выпуклости и впуклости очень важно, потому что масштаб кукольного лица мелкий и естественной цветотени на нем нет места где разгуляться. Кроме того, лицо и вообще весь организм в любом случае неоднородны по цвету. Это обязательно нужно отработать, чтобы лицо не было пустым блином с глазами, а ручки не казались "протезными".

После того, как все это прописано по белому, вся форма полностью от души покрывается матовой пудрой нормального светлого цвета с помощью самой большой кисти, даже настоящей косметической кисти для пудры. На этом этапе не нужно бояться положить лишнего, наоборот, главное, чтобы все было равномерно покрыто пудрой. Дело в том, что поверхность пластика все равно не возьмет лишнего, поэтому после обжига то, что не запеклось в пластик, легко стряхнется с поверхности.

Таким образом получается хороший ровный тон, а границы пятен, предварительно
нанесенных румянами и тенями, делаются хорошо растушеванными и плавно переходят в основной тон.

Еще для того чтобы роспись получилась качественной, предварительно нужно очень тщательно выгладить поверхность пластика. Вот на сканах твоей пианистки можно разглядеть следы пальцев на поверхности пластика - их иметь нежелательно, потому что при обжиге и росписи они будут "вылезать" и становиться заметней, кроме того, по ним будет хуже ложиться пудра.
Таким образом, после обжига мы имеем деталь с готовой "кожей". Губы расписываются акриловыми красками тонкой кисточкой. Как и в случае с впуклостями-выпуклостями лица, на них нужно прописать (пользуясь градиентом одного цвета) все впуклости тоном чуть темней основного, а все выпуклости - тоном чуть светлей. Если губы просто покрасить одним тоном, как помадой, они будут выглядеть тоже пустовато и неестественно, маскообразно.

Ну, глаза понятно, тоже акрилом. Тут важно не делать равномерный чисто белый белок. В зависимости от конкретного случая он может быть чуть сжелта, или сголуба... Белок во внутреннем уголке глаза хорошо бы тронуть чуть розовым, не забыть поставить розовую точку во внутреннем углу глаза. Как-то проработать край нижнего века - розовым, коричневато-оливковым, серым...
Край верхнего века тоже. Под всем верхним веком на поверхности самого глаза неплохо бы положить почти прозрачную полосочку как бы тени от верхнего века.
Взгляд получается более естественным, если глаза смотрят не фронтально вперед, а немного куда-нибудь вверх-вниз-вбок. Остается зрачок и один-два вот уж чисто белых блика.

При росписи глаза, да и вообще при изготовлении куклы в целом, нужно быть очень осторожной с черным цветом. Лучше его вообще избегать, пользуясь очень темно-коричневым, серым и т.д. Ну, разве что в зрачке позволить себе каплю черного...

Дело в том, что в таком мелком масштабе черный сильно грубит вещь, становится трудно вытянуть другие цвета, ну и вообще... Ведь даже в человеке радикально-черного нет ничего, кроме зрачков, а ведь он насколько больше куклы!

Ну, само собой, что все это - мой взгляд на вещи и мой опыт, который может тебе абсолютно не подойти, я пишу не как надо (я не знаю, как надо), а как я делаю. Вдруг тебе пригодится!

Все это не относится к росписи паперклея, он веь грунтуется и расписывается после высыхания и шлифовки.

Про лепку

Да, осознаешь ли ты, что голова не лепится целиком из пластика? Внутри у нее
среднескомканный шарик из пищевой фольги, внутри шеи-руг-ног тоже. Наша задача - чтобы слой пластика был всегда примерно одной толщины, т.е. нога из цельной пластиковой колбасы не пропечется равномерно...

Отличие паперклеевых рук от рук из пластика в том, что паперклеевые они делают без каркаса.
Для пластиковых все же лучше делать каркас. Он представляет собой как бы четырехзубую вилку, которую нужно скрутить из тонкой проволочки. Лучше, если проволочка будет в полиэтиленовой оплетке, а не голая. И лучше, если оплетка будет какого-то натурального цвета, не зеленого или черного, потому что он может слегка просвечивать.

Потом эта проволочная вилка (скорее не вилка, а веер...) облепляется пластиком, получается кисть. Большой палец каркаса не имеет, прилепляется, когда остальная кисть уже готова. Соответственно, он имеет форму не колбаски, а... ну, типа куриного окорочка.

"Позу" кисти лучше придать на стадии проволочек, т.е. согнуть пальчики так, как они должны быть в готовом виде.

Да, еще про сам процесс лепки. Грязь и пыль из окружающей среды и с рук очень сильно собираются на пластик. На курсах рекомендуют в процессе лепки всегда иметь под рукой упаковку влажных салфеток и постоянно протирать ими руки. Все так и делают.

Мне этот способ не очень подошел, потому что руки, покрытые субстанцией, которой пропитаны салфетки, мне постоянно хочется вытереть об штаны... Ну, мешает мне это ощущение... Поэтому я просто каждые полчаса тщательно мою руки с мылом, насухо вытираю и не мажу никаким кремом.

.. про лепку кистей рук из пластика

Такой "нарезной" способ изготовления кисти, как описывает sestra, действительно удобен и технологичен. Во многих случаях (определяемых решаемой в данном случае пластической задачей) им вполне можно пользоваться.

Однако есть в этом способе один подвох, который я сейчас постараюсь описать, но заранее прошу простить за расплывчатые формулировки - это довольно трудно выразить словами, т.к. относится к области ощущений и восприятия.

Представьте себе зрительно батон колбасы толщиной с человеческую руку. Представьте даже, что мастера-колбасники сделали его для нас по спецзаказу не цилиндрическим, а слегка коническим, как и положено руке. Представив, вы немедленно согласитесь, что этот рукоподобный колбасный объект не будет производить впечатления руки, несмотря на совпадение внешних обводов и объемов, а будет обязательно оставлять ощущение некой "протезности".

Дело в том, что, в отличие от колбасы, человек на срезе неоднороден (извините за вынужденный каннибализм высказывания) - он состоит из жесткого каркаса (костей), относительно мягких тканей одного типа (мышц), другого типа (связок, кожного покрова), местами даже жидкостей (кровь в сосудах) и т.д. Мы не видим всего этого сквозь кожу, но четко ощущаем. Поэтому любой возможностью как-то "обогатить", усложнить внутреннюю структуру объекта не стоит пренебрегать.

Есть и второй существенный момент. Мысленно согните наш батон колбасы, представьте зрительно этот сгиб. А теперь реально согните пальчик и посмотрите, как это выглядит. Чувствуете разницу?

Дело в том, что подвижные сочленения каркаса человека, т.е. суставы - это отдельные, пластически весьма значимые формы, которые всегда непосредственно видны, без всякой умозрительности. Согласитесь, что даже в кисти очень толстого человека, буквально покрытой подушками жира, суставы не могут в этом жире полностью "утонуть" - так или иначе, их все равно будет обязательно видно.

Применительно к такой мелкой форме, как кукольные пальчики, не имея проволочного каркаса, мы технически не в состоянии обозначить их суставы иначе, как способом "согнутая колбаса" - с соответствующим результатом. На проволочном каркасе мы имеем возможность обозначить суставы достаточно жесткими, четкими углами, которые, будучи покрыты слоем пластика, как раз и дадут нам верное ощущение и расположение сустава в пальчике.

Немаловажен и такой момент, как возможная деформация и перекос изделия до обжига и в его процессе. Я имею в виду "эффект перекрученного кольца" - представьте себе, что у вас на пальце одето кольцо с камнем, которое сидит не очень плотно. Камень в этом случае не обязательно будет расположен по центру пальца, он может "перекручиваться", перекашиваться в одну или другую сторону. Точно так и пластиковый пальчик без каркаса может слекга "вращнуться" вокруг своей оси, и сустав, соответственно, съедет, как камень в кольце, в неестественную сторону.

И, наконец, последний аргумент в пользу каркаса. Кукольный пластик - очень-очень хрупкая и хлипкая штука, а кукольный пальчик - очень тоненький. Когда я помогала ставить выставку в ЦДХ летом, я, почитай, у каждой второй куклы изыскивала какой-нибудь "кармашек" на одежде, декольте или шапочку, куда можно было бы сложить ее отвалившиеся пальчики, чтобы они не потерялись и автор потом мог их подклеить. Наличие каркаса ничуть не гарантирует от "облома" пальца! Но он при этом, во-первых, не обязательно теряется, а может остаться на проволочке, а, во-вторых, при подклеивании он одевается на эту проволочку, что гарантирует его "посадку" точно на правильное место.

В заключение еще раз обращаю ваше внимание, что все вышеизложенное отражает исключительно мой субъективный взгляд на пластические и технологические вопросы! Есть немало мастеров, которые не делают каркаса в кисти, и это не мешает их куклам быть весьма популярными.

... про обжиг

О том, что каждый раз нужно пробно обжигать небольшие шарики, чтобы уточнить соотношение время/температура для каждого пластика, я уже писала. Даже один и тот же сорт пластика из разных пачек ведет себя немного по-разному, поэтому тут не может быть раз и навсегда выбранных параметров!

Сам процесс обжига удобно осуществлять так: берем посудину достаточной глубины и тяжелости - хорошо для этого подходят всякие чугунные гусятницы-утятницы. Заполняем ее рисом. (С другими крупами я предпочитаю не связываться, потому что рис уж точно белый, а гречка, например, еще цвет какой-то может дать за счет налипания на пластик своих мелких коричневых крупинок... Все мечтаю обзавестись для этого хорошенько промытым песком, но руки не доходят.)

Потом берем палочки, которые продаются в супермаркетах под названием "шпажки для шашлыка". Если шпажек или супермаркета поблизости не оказалось, сойдут и спицы.
Дальше, я думаю, понятно - надеваем руки-ноги-головы на эти шпажки, втыкаем в рис и ставим все это дело в заранее нагретую до нужной температуры духовку.

Тут важно осознать и учесть индивидуальные особенности духовки. Допустим, если духовка электрическая, сверху у нее есть нагревательная спираль - руки-ноги, воткнутые в рис вертикально, верхней своей частью будут очень близко к спирали, соответственно, могут "подгореть", хотя низ их еще будет сырым. Значит, нужно воткнуть шпажки под таким углом, чтобы они были расположены почти горизонтально. Ну, и т.д. - сами знаете, сколько духовок, столько и особенностей, главное - понять их и учесть.


Про глаза


Sania, вообще глаза вставляются на самом начальном этапе лепки. Обжигаемые пластики обжигаются уже с ними, поэтому не стоит пользоваться недорогими пластмассовыми глазами, даже если утверждается, что они выдерживают обжиг - не выдерживают, проверено. Так что если вставные глаза - то только дорогие, стеклянные.

Но я лично терпеть не могу вставные глаза, поэтому такой проблемы для меня не существует - я просто леплю голову с глазами (как античная статуя), а потом эти глаза расписываю. Про это я уже писала где-то выше, вероятно, в пункте Про роспись.

Про обжиг

Насколько я могу себе представить, торчащих из рук-ног проволок вряд ли будет по длине достаточно для втыкания в рис. Есть опасность, что при недостаточной длине втыкаемой части эти руки просто могут упасть или на рис, или на дно духовки, что их не украсит...
Но ведь воткнуть шпажку или спицу совсем нетрудно - в чем проблема? Или я чего-то не поняла?
Стеклянная посудина для СВЧ - весьма!
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Еще про шпажки

Кроме того, шпажки, торчащие из частей тела, создают массу дополнительных удобств. Во-первых, деталь удобно расписывать, держа за зту шпажку, а не за нее саму. Во-вторых, с деталью можно работать, вообще ее не держа - если насыпать тот же рис в высокий узкогорлый сосуд (типа пивной бутылки, но для эстетичности процесса лучше взять что-нибудь посимпатичней) и воткнуть в него шпажку, на которую насажена, к примеру, голова, она будет держаться вполне устойчиво и надежно.

Таким образом, у нас будут свободны обе руки, можно хорошо стационарно установить свет, это здорово облегчает процесс росписи. И для наклейки волос такая позиция - просто клад, потому что когда имеешь дело одновременно с клеем и волосами, то и двух-то свободных рук не всегда хватает...
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Про анатомию, пропорции, последовательность лепки

Лучше всего начинать лепить куклу с головы. Знаете, как какой-то француз (забыла фамилию) разработал метод восстановления вида ископаемого животного по единственной найденной кости? Удивительно только то, что никто не додумался до этого на много веков раньше, потому что идея лежит на поверхности.

Вообще при любых затруднениях анатомического плана нужно немедленно обращаться к справочному пособию по анатомии, которое всегда у всех под рукой - к зеркалу. Не менее полезно внимательно ощупывать руками свое лицо, осознавая... Где много мягких тканей - например, щеки - там мы можем позволить себе различные вариации; а где мы ощущаем под пальцами практически кость - вершина скулы, надбровная дуга, край нижней челюсти - там, ясное дело, особых вариаций быть не может.
Эти реперные точки лица, а вернее - черепа, должны обязательно быть. Это не значит, что они должны выпирать, но, вы понимаете - даже в голове очень толстого человека все-таки есть череп, и мы всегда ощущаем эти реперные точки.

Когда голова готова, можно переходить к рукам. Приложите свою кисть тем местом, где она соединяется с рукой, к нижней точке подбородка - верхняя точка самого длинного пальца этой кисти окажется где-то от средней точки между бровями до границы волос на лбу. Таким образом, мы нашли верную пропорцию кисти. И т.д. - любую часть тела можно соотнести с другой (уже вылепленной), чтобы объект получился пропорциональным.

Однако иметь под рукой хотя бы одну книжку типа "Анатомии для художников" или просто "Анатомии" все же очень и очень желательно.

Еще я собираю свою "Анатомическую библиотечку". Каталоги одежды, просто иллюстрированные издания, рекламные картинки и т.п. - настоящий клад для кукольного мастера. Фотографии "бельевых девушек" - это настоящие пособия по анатомии, прекрасно видно, как именно что к чему приделывается... Хорошо иметь несколько снимков крупно кистей рук, ног (в особенности суставов - лодыжек, коленей). Еще очень полезно поднакопить фоток людей в разных позах - как человек сидит, лежит, облокотился, поджал под себя ноги и т.п.
Нереалистичные, "летящие" позы лично я не очень люблю, но многим, особенно тем, кому нравится делать фей, эльфов и пр. летучих сказочных персонажей, такие картинки тоже пригодятся.
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Про лепку ног и обувь

Если вы не планируете сделать обувь съемной - а я вам очень не советую такого планировать, если только ваша кукла не фарфоровая - лепить ногу нужно не босую, а сразу с обувью. Прямо с ботинком, каблуком, подошвой и всеми делами.

Потом этот вылепленный ботинок хорошо обклеивается кожей, раскрашивается и декорируется массой других способов.

Т.е., когда речь идет о пластике, делать стопу с пальчиками нужно только в одном случае - если персонаж будет босым.
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Про материалы для обуви

Нет материала для кукольной обуви лучше, чем перчатка (из натуральной кожи, разумеется). Оповестите всех знакомых, чтобы на все праздники вам дарили одинокие перчатки, пара от которых потеряна, или еще бывает такая удача, когда, например, пальчик отъела собака...

В моей практике не было случая, чтобы на кукле не отвратно смотрелся заменитель кожи, любая искусственная кожа. Вероятно, дело в масштабе - то, что выглядит приемлемо в масштабе человека, не выдерживает существования в масштабе кукольном, т.к. практически попадает под увеличительное стекло.
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вы таки будете смеяться, но, может быть, я еще о чем-то не рассказала? Спросите.

Ага. В привате поступил вопрос о тонкостях вылепливания носа, губ и их сочленения с лицом и друг с другом. Отвечаю во всеуслышанье здесь. Хотя отвечаю - это сильно сказано, потому что это очень трудно объяснить словами, без картинок и наглядных пособий, хотя в самом процессе ничего уж очень трудного нет. Итак,...

... про лепку лица

Зеркало, зеркало и еще раз зеркало!
Главное - понять самую важную вещь, а именно то, что человеческое лицо - не блин. Оно не плоское, а выпуклое, причем в двух направлениях - от уха к уху и от подбородка к линии волос. Надеюсь, хоть кто-нибудь сможет понять этот текст!
На фоне этой общей выпуклости существуют еще самостоятельные выпуклости щек, расположенные по бокам от носа - таким образом, нос находится как бы в небольшой ложбинке, образуемой щеками.
Сверху нос взаимодействует с линией бровей. Эта линия, как и весь лоб, который с нее начинается, тоже имеет свои объемы (к зеркалу, к зеркалу!), а в целом объем лба по отношению к той части лица, которая находится ниже глаз, представляет собой некоторую возвышенность.

Когда мы создали вот такое безносое лицо с правильно расположенными объемами, нам не составит никакого труда слепить морковку и посадить ее в то место, которое предназначено природой для носа. Если окружающие объемы были заданы верно, то нос прямо-таки сам "прыгнет" на это место.

Теперь нужно нос к лицу хорошенько примазать, добиться его с лицом полной однородной слитности. Потом придать кончику носа нужную форму.

Для создания объемов, из которых получаются крылья носа, я предпочитаю не добавлять дополнительного пластика, а "приподнимать" плоской частью инструмента или ногтем большого пальца пластик по бокам носа, оставляя в центре часть пластика нетронутой. Таким образом получаются крылья носа и та его средняя часть, не знаю, как она называется, которая отделяет одну ноздрю от другой.
Обратите внимание, что эта средняя часть чуть ниже, а крылья носа чуть выше нее - именно такого эффекта мы и достигли.
Остается доработать форму крыльев носа и сделать намек на ноздри.

Если мы правильно задали общий объем лица, то вылепить губы будет совсем несложно. Если рот упорно получается ввалившимся и каким-то чужим, это верный признак, что дело не в губах, а в том объеме, на котором они лежат.
Вспомните, как выглдит вставная челюсть - она пожожа на подкову, верно? Зубы расположены по сильно выпуклой подкове, а не по плоскости, как ряд клавиш на компьютерной клавиатуре. Именно этого объема необходимо добиться, чтобы рот и нижняя часть лица выглядели грамотно и органично.

Если этот объем имеется, остается пара пустяков. Делаем из пластика... эээ... жирное веретено, т.е. объем, толстый посередине и утончающийся к концам. Кладем его туда, где полагается быть губам. Опять-таки хорошенько примазываем. Потом острым инструментом (лично я люблю хирургический скальпель) рисуем на этом объеме линию, разделяющую верхнюю и нижнюю губу. Не забываем, что эта линия не прямая! Не забываем, что верхняя и нижняя губа не обязательно одинаковой толщины! Короче, идем к зеркалу...

После того, как найдена удовлетворяющая нас линия, слегка углубляем ее скальпелем, пластик верхней губы слегка приподнимаем, а нижней - опускаем. Губы практически готовы. Дорабатываем объемы и детали.

Ложбинка между носом и верхней губой прокладывается в соответствующем месте округлой частью инструмента для лепки или ногтем. Не увлекайтесь с ее глубиной - не забывайте, под ней находится выпуклая челюсть, ложбинка не может быть глубже, чем толщина мякгих тканей, покрывающих челюсть!

Дорабатывая нижнюю губу, не забывайте о двух вещах. Первая - под нижней губой всегда есть углубление, которое потом, приподнимаясь, выходит на подбородок. Вторая - под этим углублением нижняя челюсть, оно не может быть глубже нее!
__________________

Для просмотра ссылок или изображений в подписях, у Вас должно быть не менее 0 сообщение(ий). Сейчас у Вас 0 сообщение(ий).
Вера Сагалович вне форума  
Цитировать
Старый 18.02.2011, 08:40   #2
По умолчанию Re: Нюансы при изготовлении кукол из пластики

ИСТОЧНИК

ГЛАЗА

Проблема из проблем, по крайней мере, для меня. Мне известно три вида. Есть пластиковые глаза для текстильной куклы, которые очень даже хорошо подходят для куклы пластиковой. Имеют плоскую овальную форму и очень ограниченную цветовую гамму. В духовке могут «потечь», хотя в моей практике такого не разу не случалось. Не слишком выразительны, так что нужно будет тщательно прорабатывать разрез глаз, клеить ресницы и рисовать тени, иначе кукла будет выглядеть дешево. Кстати, стоят они действительно копейки, рублей 40-50 в зависимости от размера.
Еще одна разновидность – глаза, которые привозят из Японии (название мне не ведомо), их можно опознать по пластиковому футлярчику. Делаются в форме глазного яблока, радужка глубокая, прозрачная, выглядят очень натурально. Богатейшая цветовая гамма, есть красные, желтые, сиреневые. Не глаза, а мечта. Радужка из стекла, само яблоко из пластмассы, так что могут теоретически могут потечь, но опять же, у меня такого не разу не было. По сути, недостаток у них один – цена. От 320 руб. до 600. Убийство.
И последнее – глаза из стекла. Они не расплавятся ни при каких обстоятельствах. Тоже в форме глазного яблока. Но к сожалению, у них не всегда четко соблюдены пропорции, иногда радужка глазу очевидно «велика», так что сделать можно только очень анимешную куклу. Цветовая гамма тоже есть, но поскучнее, выбор, как правило, невелик. Стоят от 350 до бесконечности.
Если вся эта музыка не по карману или нигде не продается, их можно сделать самим. Для этого нужно будет слепить из пластика (любого) шарики нужного размера, потом расписать и покрыть глянцевым лаком.
Кстати, к глазам можно купить и специальные ресницы для кукол, они стоят около 70 рублей ленточка, которой хватит куклы на четыре. К векам приклеиваются на суперклей, стричь можно, красить – нет. Кстати, обычные накладные ресницы для кукол не подходят, даже деньги не тратьте. Слишком грубые. Хотя может и повезет найти что-то стоящее. Опять же от размера куклы зависит.

ВОЛОСЫ

Да практически из чего угодно. Мех, шерстяные нитки, шелк, моно-нить для бисера – никто вашу творческую свободу не ограничивает. Я очень люблю работать с полушерстяной пряжей. Нить нужно распустить на волокна, которые затем смачиваются и проглаживаются утюгом, что бы были ровными, а не «зугзигом». Полученные пряди можно накручивать, фиксируя лаком для волос. Приклеивать к голове на суперклей, очень тонкими прядями.
Если ручками делать не хочется, есть и фабричный вариант. Можно купить так называемые трессы – тонкую козью шерсть, которая нашивается на практически не видную глазу тесемочку. Ее нужно укладывать на скальп на подобии парика, фиксируя все тем же суперклеем. Трессы бывают разных цветов, но если подходящего не нашлось, можно купить белые и покрасить любой крем–краской для волос. Стоят дорого – около 200 рублей за метр, но гарантированно того стоят. Выглядят очень натурально. Не так давно я встретила в магазине «Все для рукоделия» тесьму из козьей шерсти – по 70 руб. метр. Пока не пробовала, но должно подойти.
Еще один вариант – синтетические парики для кукол. Не рекомендую, потому как выглядят они именно как синтетические парики, и размера очень большого.
Можно купить дешевый синтетический шиньон и сделать парик из него, но учтите, что волокно там довольно жесткое, и изящную укладку вы все равно не сделаете. Да и клеить их на голову очень трудно.
Человеческие волосы (некоторые куклоделы ради хорошей куклы готовы постричь и себя, и ближних своих) я бы рекомендовать не стала. Из суеверных соображений. Кукла – существо мистическое, а тут еще органика, да еще своя или друга-родственника. Кто знает, вдруг вуду получится? Серьезно, лучше не надо.

ИНСТРУМЕНТЫ

Все, что сердцу мило. Стеки, маленькие ножички, зубочистки, шпильки, маникюрные инструменты. Начнете лепить – сами поймете, что вам нужно.

ТЕХНОЛОГИИ ЛЕПКИ

Из запекаемого пластика

Лепить куклу целиком из какого-нибудь Super Sculpey нельзя. Во-первых, в трубу вылетите, во-вторых, кусок пластика толщиной 5-7 см. никогда не пропечется до конца. Снаружи он сгорит, а внутри останется мягким. Значит, нужна какая-то основа. Лучше всего использовать для этих целей пищевую фольгу. Формируете из нее плотный шарик, лучше приближенный по форме к человеческому черепу, маленькими кусочками пластика фиксируете глаза, и начинаете лепить. Но нужно помнить, что слой пластика должен быть не менее 4 мм. (фольга может просвечивать или пластик пойдет трещинами) и не более 7-ми (не затвердеет до конца). Лепка… ну, тут я вам, увы, не помощник, сама-сама-сама (с). Опыт и тренировка, иначе никак. Что важно – пластик нужно очень тщательно разглаживать, и лучше по возможности отрезать от него куски, чем лепить новые. Дело в том, что если между слоями останется воздух, при запекании на этом месте неизбежно образуется трещина, а может быть, и пузырь. Кроме того, не забывайте, что до термической обработки изделия очень боятся пыли и грязи, цепляют и впитывают ее всеми порами. Но этот минус есть и плюс – изделие можно подкрасить любыми порошковыми красителями. Проще всего взять для этих целей обычную декоративную косметику, можно самую дешевую. Главное, что бы она не была перламутровой – будет некрасиво смотреться. Перед лепкой пластик нужно хорошо размять, но при слишком долгом контакте с руками (а это температура около 37 градусов) глина начинает "частично обжигаться", проще говоря, становится твердой, так что слишком долго тискать ее в руках тоже не стоит. Кстати, хранить пластик десятилетиями не рекомендуется –ухудшаются пластические свойства.

При обжиге нужно четко соблюдать температурный режим. То есть если на упаковке указана температура 130С, то нужно отрегулировать духовку максимально точно, иначе или сгорит, или не пропечется до конца. Мой вам совет – будете запекать – не уходите далеко из кухни. А лучше не уходите вообще – 15-20 минут, за которые пластик затвердеет, можно и потерпеть. Садитесь перед духовкой в позу лотоса и следите за процессом. Случиться может всякое: глаза, если они пластмассовые, иногда «текут», бывает, что кукла падает и мнется, да мало ли что еще. Да, и еще, куклу или ее детали лучше не ставить на железное дно духовки, а положить на керамическую подставку или обычную тарелку.
Помните, что во время запекания в духовке изделие становятся очень "рыхлым", непрочным и поэтому, под любую деталь, находящуюся на весу, обязательно нужно сделать подпорку (валик из фольги, фаянсовую кружку). Вынимать фигурку можно только вместе с подставкой и очень осторожно, и ни в коем случае не трогать, пока она не остыла! Вынимать тоже надо не абы как. После того, как время истекло, выключаете духовку и открываете дверцу. Подержите куклу внутри еще минуты три, что бы не было резкого перепада температур. И только потом осторожно, с подставкой, на свежий воздух.

«После термической обработки глину можно мыть, пилить, сверлить, вырезать из нее, шлифовать.» – гласит инструкция. Не верьте!!! Нельзя. Пыль протереть мягкой сухой тряпочкой, не более того. Пилить – ни в коем случае, она очень хрупкая, все развалится. Шлифовать запекаемые пластики можно, но лучше не надо. На темном останутся следы и царапины, светлый тоже не всегда хорошо шлифуется. А вот красить можно, практически чем угодно - темперой, акриловыми красками, гуашью (только потом ее нужно будет каким-то фиксатором покрыть. Можно обычным бесцветным лаком для ногтей, можно купить специальное покрытие для пластика, около 100 руб.) Нитроэмаль, водоэмульсионка, краска по стеклу – все, что угодно. НО! Если тонировать косметикой куклу можно, и даже нужно ДО запекания, то краски наносить на поверхность следует только после того, как пластик затвердел.

Но вернемся к процессу моделирования. Самое легкое и приятное – лепка головы, этот процесс любят все без исключения. С туловом дела обстоят значительно сложнее. Сначала нужно сформировать скелет – проволочный каркас. Проволку можно брать алюминиевую или толстую медную. Последнюю даже лучше, она попрочней. Теперь нужно разобраться, какие части тела куклы будут обнажены, а какие – скрыты одеждой. Как правило, открыты взору руки (кисти или до локтей) и ноги (ступни или до колен). Эти детали тоже нужно будет ваять из пластика. Ступни и кисти можно лепить без фольги, ибо они маленькие, а вот для голеней и предплечий основа нужна. Не забудьте поделать в конечностях отверстия, в которые можно будет потом вставить проволку каркаса. Тулово, бедра и плечи можно либо сформировать из ваты или синтепона, наматывая на каркас и фиксируя нитками, либо, если хотите, что бы кукла была жесткой, облепить проволку чем-нибудь самозатвердевающим вроде папье-маше (об этом речь пойдет ниже). Локти и колени нужно оставить свободными, что бы потом кукле можно было придать нужную позу. Только имейте в виду, что согнуть проволку можно раза три-четыре, потом она может сломаться, так что не мучайте вашего человечка сильно.

Когда кукла будет готова, помните, обращаться с ней нужно крайне осторожно. Ремонту она не подлежит, уроните – скорее всего насмерть. И еще один неприятный момент: век ее относительно недолог. «Живет» пластиковая кукла лет 30-40, потом начинает разрушаться. Так что как бы бережно вы с ней не обращались, внукам она не достанется. Вот за это я запекаемые пластики не люблю. А люблю я пластики самозатвердевающие, о которых речь пойдет в следующей главе.

Из самозатвердевающего пластика

Это я люблю. Запекаемый пластик свободу художника хоть немного, да ограничивает, а вот из самозатвердевающего можно сделать абсолютно все. Любые размеры, любые позы, любые цвета. Вопреки расхожему мнению лепить из него можно сколь угодно долго. Собственно, лепить поэтапно даже лучше – большому куску пластика трудно сразу придать нужную форму.

Итак, голова. Череп можно сотворить из пенопласта, (лучше прессованного, но подойдет и обычный), но я предпочитаю делать куклу из пластика целиком, благо он относительно недорогой. Проще всего сначала сформировать череп (не забыв оставить отверстие для «позвоночника», ведь голову еще нужно будет скрепить с туловом), вмонтировать в него глаза, обозначить черты лица и дать всему этому высохнуть. Потом смочить заготовку, что бы поверхность слегка раскисла, и долепить все, что нужно.

Тело. Так же как и для запекаемых пластиков, тут нужен каркас. Если вы хотите, что бы плоть держалась на костях хорошо, то проволку нужно обмотать нитками, а потом, смочив их, покрыть каркас тонким слоем пластика и дать высохнуть. И этот скелет уже можно будет облекать мышцами из новых слоев пластика, не опасаясь, что конструкция растрескается. Шейный отрезок проволки должен быть несколько длиннее нужного, и миллиметров 10-15 нужно оставить свободными. На этот штырь мы наденем голову. Зафиксировать ее на шее можно суперклеем, а стыки заделать все тем же пластиком и отшлифовать шкуркой.
Можно сделать «самозатвердевающую» куклу и без каркаса, я так иногда поступаю. Например, если кукла будет без одежды, или позу я продумала на все сто. Голова, тулово, руки и ноги в таком случае лепятся отдельно, а потом собираются на суперклей. Стыки заделываются пластиком и полируются. Способ на любителя, мною лично изобретенный. Просто я проволку не люблю.
__________________

Для просмотра ссылок или изображений в подписях, у Вас должно быть не менее 0 сообщение(ий). Сейчас у Вас 0 сообщение(ий).
Вера Сагалович вне форума  
Цитировать
Старый 25.02.2012, 20:30   #3
Мастер remesla.by
 
Аватар для Arisha_k

По умолчанию Re: Нюансы при изготовлении кукол из пластики

Особенности кукольных пропорций.
источник
Особенности кукольных пропорций. - куклы пропорции шаблон

Раньше, создавая куклу, я всегда старалась укладываться в пропорции человеческого тела. Результат нравился не всегда и я не понимала в чем тут дело. Пока, наконец, не прочитала в книге Артамоновой Е. "Куклы" о том, что анатомия гармоничной "взрослой" куклы несколько отлична от пропорций реального человека.


Как ни странно это звучит, кукла, которая выполнялась в строгом соответствии с закономерностями строения человеческого тела, выглядит дисгармонично. Ее руки кажутся слишком длинными, а ноги слишком короткими. Ладони и ступни слишком массивными.

Поэтому при создании "взрослой" куклы важно синтезировать пропорции, присущие детям и взрослым, найти их золотую середину сочетания.

Гармонично смотрятся несколько растянутые кукольные фигуры с удлиненными по сравнению с реальностью пропорциями ног, шеи. Руки кукол следует несколько укорачивать относительно "человеческой нормы", уменьшая при этом размер ладоней и ступней.

Когда кукла сложная и выполняется из деталей, изготовленных из различных материалов, тогда очень удобно использовать методику выполнения шаблона куклы, который поможет упорядочить соотношение различных заготовок.

За единицу построения такой фигуры берется размер головы куклы. Если головку мы уже создали, то тогда измерив циркулем голову от макушки до подбородка будем иметь этот необходимый размер. Если головка еще в проекте, то выбирается произвольный размер и строится шаблон, а затем важно строго придерживаться этого размера при лепке головы. Первый вариант мне кажется легче.

Для построения шаблона нужно взять лист бумаги, соответствующий размеру задуманной куклы, вертикальной линией разделить его пополам. Определиться с высотой куклы отложив 7-10 голов (в последнем случае фигура будет вытянутой, "модельно" стройной) и опираясь на выбранную единицу построения и выше описанные особенности кукольной фигуры набросаем силуэт. В разработке этого шаблона важно ориентироваться на общее впечатление от пропорций фигуры стремясь сделать его наиболее привлекательным. Достигнув желаемого нужно согнуть по продольной оси лист бумаги и вырезать из него фигурку куклы. Эта заготовка поможет при дальнейшем изготовлении каркаса куклы, при раскройке тканевого чехла-тела и пригодится при сборке куклы.

+ сайт Елены Артамоновой (автора книги "Куклы")
История кукол
__________________
моя группа "Вязание с бисером. Мастер-классы, идеи, изделия"
Для просмотра ссылок или изображений в подписях, у Вас должно быть не менее 0 сообщение(ий). Сейчас у Вас 0 сообщение(ий).
Arisha_k вне форума  
Цитировать
Старый 05.03.2012, 19:15   #4
По умолчанию Re: Нюансы при изготовлении кукол из пластики

Про пропорции. Вот яркий пример: иллюстрация из корейской книги, где сделано по натуральным человеческим пропорциям.
Действительно, руки длинные, а ноги - короткие.



А я делала пропорции вообще по книге, как рисовать комиксы.
8 голов в длину, выглядит (по мне) вполне неплохо, и не похоже на гламурные корейские и японские куклы.
__________________
Когда вы перестаете заниматься улучшением качества, оно начинает ухудшаться.

мой альбом
Для просмотра ссылок или изображений в подписях, у Вас должно быть не менее 0 сообщение(ий). Сейчас у Вас 0 сообщение(ий).

страничка вконтакте
Для просмотра ссылок или изображений в подписях, у Вас должно быть не менее 0 сообщение(ий). Сейчас у Вас 0 сообщение(ий).
Эридия вне форума  
Цитировать
Старый 06.03.2012, 14:49   #5
Коренной мастер
 
Аватар для Vasilina

По умолчанию Re: Нюансы при изготовлении кукол из пластики

Ага, поосторожнее с азиатскими мастер-классами Стандартные пропорции азиатского типа фигуры - это жесть. По сравнению с европейским стандартом: торс и руки - длиннее, шея и ноги - короче.

А кукольная стилизация нужна обязательно. Не зря же Барби стилизовали ;)
Vasilina вне форума  
Цитировать
Старый 23.01.2017, 11:51   #6
По умолчанию Re: Нюансы при изготовлении кукол из пластики

Здравствуйте! Может подскажите...В РБ можно где-нибудь отреставрировать фарфоровую куклу? У неё разбито лицо,а кукла очень важна для меня...совсем уже руки опустились в поисках мастера
Malina_rp вне форума  
Цитировать
Ответить


Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
 
Опции темы

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.
Trackbacks are Вкл.
Pingbacks are Вкл.
Refbacks are Выкл.



Текущее время: 17:42. Часовой пояс GMT +3.

Обратная связь - remesla.by - ремесла, ручная работа, хобби, увлечения - это наша жизнь - Архив - Условия использования - Вверх

Powered by vBulletin® Version 1.x.x
Support by SeeRay and DiDiO
Copyright ©2000 - 2019, vBulletin Solutions, Inc. Перевод:
zCarot
Все права защищены. Копирование любого материала с данного форума без разрешения администрации запрещено!