История фарфора в разных странах

  Информационный центр
Последние важные новости
 
Всем! Всем! Всем! Сделали возможность вставлять изображения из альбомов и вложений. Снизу, под окошком с сообщением (в расширенном режиме сбоку, под смайликами), соответствующие кнопки.
Ссылка и кнопка

ПОЛУЧИТЕ ЗАКАЗ
на выполнение изделий ручной работы


ИНФОРМАЦИЯ: Нажав такую кнопку, вы перейдете в тему, где мы постоянно выкладываем заказы для мастеров.
 
 
 


[Определение часового пояса]
Быстрая регистрация
Имя:
Адрес электронной почты: Вы согласны с правилами форума?  
Отделение людей от роботов

Подтверждение изображения
Пожалуйста, введите шесть букв и/или цифр, которые изображены на картинке.


Ответить
 
Bookmark and Share Опции темы
Старый 13.07.2014, 16:37   #1
По умолчанию История фарфора в разных странах

История китайского фарфора



История создания китайского фарфора уходит совими корнями в глубокую древность, так что точная дата его изобретения неизвестна. До нас дошло лишь то, что фарфор изобрели в Китае, а первую фарфоровую посуду изготовили из смеси белой глины, фарфорового камня-циши и песка. Также известно, что китайцы, прежде чем делать из этой смеси посуду, закапывали ее в землю и держали там несколько десятилетий. Обжигали фарфор в глиняный огнеупорных горшках.


Фарфоровая посуда была удивительно красива. Стенки чашек были тонкие, почти прозрачные. Блеск им придавала смесь, которую называли поливой. Изготавливали поливу из таких же ингридиентов, что и фарфоровое тесто, только брали их в других пропорциях. Когда покрытая поливой посуда попадала в печь, полива сливалась с поверхностью фарфора, навеки покрывая его тонкой, похожей на стекло, пленкой.

Китайские фарфоровые чашки были белыми, а когда по ним стучали ногтем, получался мелодичный звук "тсе-ни-и". Поэтому в Китае фарфор начали называть "тсени". А белую глину, из которой изготавливают фарфор, прозвали каолином, от названия местности, где ее находили. Так ее называют и сейчас.


К XIII ст. изготовление фарфора в Китае распространилось довольно широко. В китайском городе Нанкини стояла девятиэтажная башня, сверху донизу укрытая разноцветными фарфоровыми плитками. Ее так и называли - фарфоровая башня. Китайский фарфор начали привозить и продавать в разных странах купцы - вначале в Индии и Персии, а со временем и в Европе. Поскольку перевозить такой товар в те времена было тяжело и небезопасно, в других странах фарфор стоил больших денег, порой на вес золота: сколько весит чашка, столько покупатель и должен был отвесить золота. И, конечно же, позволить купить себе фарфор мог далеко не каждый. Даже саксонский кюрфюст Август Сильный, не имея денег для покупки нескольких китайских ваз, поменял их на... роту солдат.


Конечно, еще до изобретения фарфора в Восточных странах и Европе мастера издревле изготовляли из глины красивую посуду, похожую на фарфор, но более тяжелую, и с толстыми стенками. Ее называли фаянс. Мастера пытались подделать фаянсовые изделия под фарфор, также покрывая их белой поливой, и изображали на них китайцев, драконов и домики с тройной крышей. Даже краски брали такие же, которые использовали в Китае. Но вот только это все равно было подделкой, тем более, что фаянсовая посуда не звенела, как форфор, если по ней постучать ногтем. А восоздать знаменитые фарфоровые чашки из фаянса вообще никому не удалось. Но все равно среди мастеров фаянса были великие творцы, работы которых до сих пор хранятся в музеях мира.


Чем дороже стоил фарфор, тем больше денег получали владельцы фарфоровых заводов. Китайцы понимали, что в тот день, когда тайна изготовления фарфора будет расскрыта, остановится поток денег из Европы. Поэтому в Китае существовал строгий закон: кто расскажет тайну изготовления тсени, тому отрубят голову.

Многие иностранцы, выдавая из себя купцов или путешественников, пробовали разузнать китайскую тайну изготовления фарфора, но никто ответов на свои вопросы так и не добился. Лишь одному человеку отдаленно удалось приблизится к разгадке этой тайны. Его звали Д'Антреколл, и родом он был из Франции. Смолоду решив расскрыть китайскую тайну, он приложил к этому максимум усилий. Выучил китайский язык и обычаи. Вел себя тихо и вежливо - кланялся богатым и не возвеличивался перед бедными, даже помогал им, чем мог. Он любил рассказывать интересные и поучительные истории, был приятным собеседником, поэтому к нему быстро привыкли и он стал своим среди китайцев. Но он никогда не расспрашивал о фарфоре.


Однажды его познакомили с одним богачем, которому принадлежал китайский завод. Богач пригласил Д'Антреколла в гости, и хитрый француз, по дороге к дому, кланялся не только слугам, но и деревьям и кустам по бокам дорожки. Господину понравился умный иностранец, который, скромно попивая чай, рассказывал интересные истории, и богач пригласил его в город Цзиндечженя, где находились самые большие китайские заводы, и куда запрещали заходить иностранцам. Там Д'Антреколл кое-что узнал...

(Как делали фарфор — 1825. Гуаньчжоу, Китай. Гуашь на бумаге)

Оказалось, что тсени делают из белого порошка - каолини, и добавляют к нему растертый в порошок камень циши. Обжигают изделия в печах, в специальных глиняных горшках. Д'Антреколл даже смог увидеть, как работают гончары, и как выглядят печи. Про свое путешествие он написал книгу, которая была издана не только во Франции, но и в других странах мира. Но ни Д'Антреколл, ни читавшие его книгу ученные так и не расскрыли секрет изготовления фарфора - каолин и камень циши не были известны в Европе. Китайская тайна оставалась неразгаданной...

История саксонского фарфора


В середине XVIII ст., когда Пруссией правил Фридрих I, жил в Берлине известный аптекарь Цорн, у которого был ученик Йоганн Бетгер. Бетгер был очень способным учеником, и кроме изучения аптекарского дела интересовался алхимией. Об его успехах в алхимии узнал Фридрих I и приказал привести к себе ученика аптекаря, чтобы тот с помощью философского камня сделал ему из свинца золото. Узнав об этом, Бетгер тайно сбежал из Берлина и поселился в соседней Саксонии.


В это время Саксонией правил Август Сильный (который поменял китайские вазы на роту солдат). Узнав, в Саксонии поселился алхимик, беженец из Пруссии, Август приказал привести его к себе в замок Альбрехтсбург. На этот раз Бетгеру не удалось сбежать и его привезли к курфюсту. Август Сильный, как и Фридрих I, потребовал у молодого ученого превратить метал в золото. Не слушая уверений Бетгера, что это невозможно, он запретил ему выходить за ворота замка, пока Бетгер не выполнит приказ. Стоит отметить, что ученому предоставили все условия — большая светлая комната, собственная прислуга, современная лаборатория. Но все же Йоганн Бтгер оставался заключенным.


В то время в Саксонии жил Эренфрид Чирнгауз, который управлял саксонским заводом по изготовлению стекла и линз для подзорных труб. Курфюст решил познакомить Бетгера с Чирнгаузом, что бы последний помог алхимику быстрее начать роботу над изготовлением золота. Чирнгауз оказался не только хорошим ученным, но и умным человеком. Он предложил Бетгеру не корпеть над нерешимой задачей сделать из свинца золото, а попробовать кое-что более реальное — разгадать загадку китайского фарфора. Тогда, продавая свой фарфор на вес золота, курфюст наконец отпустит ученого на свободу.


Вместе Йоганн Бетгер и Эренфрид Чирнгауз приступили к работе над фарфором. Они перепробовали все виды глины, читали книгу Д'Антреколла про Китай, попросили у курфюста построить новую печь для обжигания фарфора. После долгих и упорных трудов они добились успеха. Бетгер презентовал Августу Сильному первую чашку из саксонского фарфора — вот только чашка была не белого, а темно-красного цвета. Августу фарфор понравился, но он потребовал что бы Бетгер продолжил работу и сделал фарфор белого цвета, как китайский.

Саксонский красный фарфор тоже пользовался успехом и его охотно раскупали багачи. Вот только на темном фоне разноцветные рисунки были не заметны, поэтому такую посуду украшали вырезанными узорами и декоративной лепкой.


Бетгер продолжал работать. Со временем умер Эренфрид Чирнгауз и Йоганн остался один. Работа не клеилась, но Бетгеру помог случай... Однажды, когда к нему пришел слуга закручивать парик, Бетгер, от нечего делать, стал мять руками пудру. И о, чудо! Она слепилась в маленьких шарик. Обычно пудра не лепится, а эта лепилась, как тесто. Йоганн спросил парикмахера про пудру, и он ответил, что настоящую покупать дорого, поэтому он использовал глину... Йоганн схватил коробку с пудрой и бегом бросился в лабораторию. Замесив тесто, он убедился, что глина была такой же, как и китайская, которая называлась каолином.


В 1710 году в городе Мейсен был открыт первый в Европе фарфоровый завод. В магазинах вместе с красным стали продавать и белый саксонский фарфор. Посуду оправляли в золото и серебро, разрисовывали гирляндами цветов, вставляли драгоценные камни. Вскоре из фарфора стали делать подсвечники, люстры, фигурки людей и животных, статуэтки. Саксонский (или мейсенский) фарфоровый завод существует и сейчас, его изделия продаются во всем мире.


А вот Йоганна Бетгера Август Сильный так и не отпустил — боялся, что тот расскроет тайну изготовления фарфора. Молодой ученный так и умер в замке курфюста. Зато его имя стало знаменитым на весь мир - Йоганн Бетгер, первый создатель европейского фарфора.

История русского фарфора


Однажды росийская царица Елизавета получила в подарок от саксонского курфюста фарфор. Решив не отставать от соседей, она вызвала к себе барона Черкасова и приказала ему построить новый фарфоровый завод. Черкасов испугался — как можно построить завод, если никто толком ничего не знает о фарфоре? Вскоре он пригласил из заграницы Конрада Гунгера, который уверял, что знал самого Йоганна Бетгера и тоже умеет изготавливать фарфор.


Новый фарфоровой завод решили сделать в Петербурге на месте старого кирпичного завода, чтобы не тратить время на постройку. Пока Гунгер ехал в Россию, Черкасов стал искать ему подходящего помощника, разбирающегося в гончарном деле. Барону порекомендовали Виноградова Дмитрия Ивановича, горного инженера, учившегося в Москве, Петербурге и Германии, и Черкасов взял его в помощники к Гунгеру.

В это время в Москве жил известный купец, специализировавшийся на глинянных изделиях, Опанас Кирилович Гребенщиков с тремя сыновьями — Петром, Андреем и Иваном. Решив занятся более выгодным делом, он построил фаянсовый завод, а глину брал около Москвы, в Гжельском уезде. Глина там была двух видов - сухая "песочная" и жирная "миливка". Только младший сын, Иван, продолжал мудрить над глиной и пытался расскрыть секрет фарфоровой посуды.


К Гребенщикову и послал барон Гунгера и Виноградова, что бы те ознакомились с гжельскими глинами и решили, можно ли их использовать для изготовления фарфора. Рассмотрев глину, Гунгер и Виноградов взяли оба вида и вернулись в Петербург.
Со временем выяснилось, что Конрад Гунгер отнюдь не мастер. Про секрет изготовления фарфора ничего не рассказывал, делать — ничего не делал, только требовал деньги, и лишь под конец года презентовал чашку, которая и отдаленно не была похожа на фарфор. Черкасов рассердился и выгнал Гунгера, поставив старшим Виноградова.


И Виноградов взялся за дело. Вместе с своими друзьями - мастером Никитой Воином и художником Андреем Черным — он перечитал гору книг, иследовал глину из разных уголков России, перетирал в порошок горные минералы, пытаясь обнаружить среди них знаменитый камень-циши.

Через два года после начала работ Виноградов презентовал первую фарфоровую чашку русского производства — маленькую, без ручки, зато из фарфора. Эта чашка сохранилась и до наших дней. Сейчас она находится в Росийском музее в Петербурге, где ее может увидеть любой желающий.



(Первая фарфоровая чашка Виноградова)

1748 год - год рождения русского фарфора. После того, как барон Черкасов показал Елизавете новый розкошный фарфоровый сервиз русского производства на завод посыпалось множество заказов. Виноградов не справлялся с заказами, и поэтому Черкасов, подозревая Виноградова в лентяйстве, отправил на завод надзирателя, поковника Хвостова, который очень грубо обходился с мастерами.


(Фарфоровый сервиз императрицы Елизаветы)

Хвостов сразу установил свои порядки. Виноградова заперли в мастерской и поставили над ним надзерателя, который регулярно его подгонял. Художника Андрея Черного заковали в цепи после того, как он ответил начальнику на приказ не лениться, а работать еще быстрее. На письменные жалобы Виноградова барон Черкасов внимания не обращал, но приказал еще строже относится к мастерам.

Не смотря на угнетение, Виноградов все равно продолжал работать, делая успехи и добиваясь отличных результатов. После царского сервиза он делал посуду, табакерки, статуэтки. Свои достижения и открытия Виноградов записывал в книгу, которую назвал "Подробное описание чистого фарфора, как оный в России делается".

Завод со времен все больше расширялся, на него шли работать даже подростки. Сейчас это фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова в Петербурге. А на стене главного корпуса установлена доска, на которой написано:


А помните сына московского купца, Ивана Гребенщекова, который тоже пытался открыть секрет изготовления фарфора? Ему это тоже удалось, хотя счастья и не принесло. Самую лучшую свою фарфоровую чашку он отправил барону Черкасову, прося денежной помощи на новый завод. Но Черкасов не откликнулся, а Гребенщиков, пытаясь наладить производство сам, разорился.

Известно, что из долговой тюрмы его выкупил английский купец Франц Гарднер. В селе Вербилки Дмитровского уезда он построил для Гребенщекова фарфоровый завод, где тот стал главным мастером. Вот только прибыль от продажи фарфора получал, конечно же, Франц Гарднер... Этот завод существует и сейчас, а посуду, выпускаемую этим заводом так и прозвали - вербильским фарфором.












ИСТОЧНИК
Катерина_О вне форума  
Цитировать
Ответить


Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
 
Опции темы

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.
Trackbacks are Вкл.
Pingbacks are Вкл.
Refbacks are Выкл.



Текущее время: 20:58. Часовой пояс GMT +3.

Обратная связь - remesla.by - ремесла, ручная работа, хобби, увлечения - это наша жизнь - Архив - Условия использования - Вверх

Powered by vBulletin® Version 1.x.x
Support by SeeRay and DiDiO
Copyright ©2000 - 2019, vBulletin Solutions, Inc. Перевод:
zCarot
Все права защищены. Копирование любого материала с данного форума без разрешения администрации запрещено!