Remesla BY - ремесла, ручная работа, хобби, увлечения - это наша жизнь - Показать сообщение отдельно - Арабская каллиграфия
Показать сообщение отдельно Bookmark and Share
Старый 19.08.2010, 13:51   #1
Хадиджа
Коренной мастер
 
Аватар для Хадиджа

По умолчанию Арабская каллиграфия

Каллиграфия
Арабская каллиграфия является важнейшим видом искусства ислама, это своего рода символ ислама, отражающий его многогранность и в то же время- единую форму, его гармонию, красоту и силу. В эстетических принципах каллиграфии проявляются культурные ценности исламского мира.


Каллиграфия - искусство изображения слова - занимает почетное место в исламской культуре. Особая роль, отведенная каллиграфии, непрерывно связана с идеей Божественного Откровения. Поэтому уже с самых первых веков существования ислама каллиграфия была вознесена на уровень сакрального искусства.



Размещая эти страницы, нам хотелось хотя бы вкратце ознакомить посетителей сайта с величайшей мировой культурой. К сожалению, искусство каллиграфии известно в России немногим.

Это искусство сложно и необычайно многогранно, и на наших страницах рассказывается лишь о некоторых его азах, дающих общее представление об этом искусстве.

Введение в каллиграфию

Многие религии используют изображения для выражения основ своих убеждений, ислам же вместо этого предлагает каллиграфию. Отказ от изображений, как от возможной формы идолопоклонства, привел к развитию каллиграфии в религиозном направлении. Искусство письма всегда занимало необычайно высокое место в арабской, а затем и в исламской культуре.

Инструменты письма
Стандартные инструменты для занятия каллиграфией - это тростниковые перья, кисточки, ножницы, нож для подрезания перьев и чернильница.
Тростниковое перо, часто называемое «калямом» (по-арабски слово «калям», собственно, означает «перо»), и по сей день остается самым распространенным инструментом для подлинной каллиграфией. Держать перо нужно средним, указательным и большим пальцем, большое значение имеет угол наклона кончика пера по отношению к плоскости листа. Нельзя сильно нажимать на перо, это должны быть легчайшие, «воздушные» прикосновения.
Издревле самые лучшие перья поставлялись из прибрежных земель Персидского залива и продавались по всему мусульманскому миру. Перья считались очень ценным предметом. Мастера каллиграфии пробовали самые разнообразные калямы, чтобы постичь различные ступени этого искусства. Форма пера, степень его заостренности, также зависела и от уровня самого мастера. «Сделайте ваш нож острее, чем бритва, не режьте больше им ничего, кроме каляма, и хорошенько храните его». Стандартная длина пера колебалась от 24 до 30 сантиметров и 1-1,5 см в диаметре.
Знаменитый путешественник-ориенталист 19 века, Дэвид Джеймс, отмечает, что срезанный тростник оставляли лежать на земле в течение нескольких недель, пока он не достигнет нужной кондиции, потом его собирали, сортировались, обрезали и зачищали. Каллиграфы имели доскональные знания о том, как выбрать наилучший тростник, как расщепить его ровно посередине, как заточить и потом подрезать кончик пера. Хорошее перо было заветным и даже передавалось по наследству. А иногда, когда каллиргаф умирал, его перо клали в могилу вместе с ним.
Чернила были разноцветными: черными, коричневыми, желтыми, красными, голубыми, белыми, серебряными и золотыми. Черные и коричневые использовались чаще всего. Многие каллиграфы предлагали свои рецепты приготовления чернила, другие держали свои рецепты в секрете. Чернила, сделанные персами, индийцами и турками, могли сохраняться очень долго, оставаясь свежими. Приготовление занимало несколько дней и включало в себя много химических процессов. Хотя технология приготовления различалась, их основу, как правило, составляла сажа, смешанная с водой и арабским гумми - клеем, который получали из особых пород деревьев.
Другими ингредиентами были индиго, толченые чернильные орешки и хна, иногда чернила ароматизировались.
В 751 из Китая, через Самарканд, была ввезена бумага, и в искусстве письма началась новая эра. Бумага сыграла решающую роль в несчетном количестве последующих изобретений, преобразовав исламскую каллиграфию. Бумага производилась из хлопка, шелка, других волокон, но только не из древесной массы.
Перед началом письма бумага подвергалась шлифовке, для этого использовался камень с очень гладкой поверхностью, как правило, агат или жадеит (жадеит- минерал желто –зеленого цвета).
Потом расставлялись точки- отмечались основные направляющие линии будущей надписи, и только потом, на эту едва различимую канву, наносилась сама надпись. Когда мастер разрабатывал концепцию собственной композиции, он должен был четко следовать нанесенной разметке. Созданный шедевр впоследствии многократно копировался каллиграфами из разных стан, расходился по всему свету, кочуя из Индии в Стамбул , в Дамаск и Самарканд.
В каллиргафии, как и во всех видах традиционного классического искусства, основной акцент делался на совершенство мастерства, соревнование великих мастеров современности и прошлого, при этом новаторству и изобретениям уделялось меньше внимания. Тем не менее, величайшие мастера этого искусства иногда добавляли новые элементы.
Некоторые работы с выставки современной каллиграфии в Эрмитаже





Сверху вниз, слева направо:

Ода №3, Али Омар Эрмес;
Ха аль-Ашхаб, Али Омар Эрмес;
Любовь, Мухаммад Эхсаи;

Зикр(серия из 4х работ), Мухаммад Эхсаи;
Праздник весны, Мухаммад Эхсаи;
Декоративное блюдо из инсталяции "Рабийия аль-Адавийа"


Поле битвы №5-Человечество, разрушающее мир, Али Омар Эрмес;
Повторяющиеся формы, Али Омар Эрмес;
Без названия, Наджа Махдави;

Завуалированная меланхолия (серия из 2 работ), Малихе Афнан
__________________

Для просмотра ссылок или изображений в подписях, у Вас должно быть не менее 0 сообщение(ий). Сейчас у Вас 0 сообщение(ий).



Для просмотра ссылок или изображений в подписях, у Вас должно быть не менее 0 сообщение(ий). Сейчас у Вас 0 сообщение(ий).

Последний раз редактировалось Хадиджа; 19.08.2010 в 13:53.
Хадиджа вне форума  
Цитировать