Виды резьбы по дереву

  Информационный центр
Последние важные новости
 
Всем! Всем! Всем! Сделали возможность вставлять изображения из альбомов и вложений. Снизу, под окошком с сообщением (в расширенном режиме сбоку, под смайликами), соответствующие кнопки.
Ссылка и кнопка

ПОЛУЧИТЕ ЗАКАЗ
на выполнение изделий ручной работы


ИНФОРМАЦИЯ: Нажав такую кнопку, вы перейдете в тему, где мы постоянно выкладываем заказы для мастеров.
 
 
 


[Определение часового пояса]
Быстрая регистрация
Имя:
Адрес электронной почты: Вы согласны с правилами форума?  
Отделение людей от роботов

Подтверждение изображения
Пожалуйста, введите шесть букв и/или цифр, которые изображены на картинке.


Ответить
 
Bookmark and Share Опции темы
Старый 06.06.2011, 09:30   #1
По умолчанию Виды резьбы по дереву

Рельефная резьба

выпуклое разновысокое изображение элементов относительно фона, относительно один одного. Делится на :барельефную резьбу, горельефную резьбу, ажурно-рельефная резьбу, контррельфная резьбу.

Плоскорельефная резьба

представляет собой плоское изображение на одном уровне, ступенчатое или углубленное с завалеными краями, иногда с подушечным, подрезным или выбранным фоном. Ее разновидности: завальная резьба, резьба с подрезным фоном, резьба с выбранным фоном или рисунком.

Прорезная резьба (пропильная)


выполняется в одной плоскости сверлением и выпиливанием, иногда с дополнительной обработкой другими видами резьбы.Подразделяется на: контурно-силуэтную резьбу, сквозную прорезную резьбу. ажурно-прорезную резьбу.

Обьёмно-скульптурная резьба

может иметь вид утилитарно-декоративной пластики, предметов быта с элементами скульптуры, круглой скульптуры, сполучений с изделиями или архитектурой, также круглой станковой или монументально-декоративной скульптуры. Ее основные виды: объемная утилитарно-декоративная резьба, скульптурная резьба в сполучении с изделием или архитектурой, круглая скульптурная резьба (станковая, монументально-декоративная)

Комбинированная резьба. Контурная резьба

основана на проделывании в досочке или фанере контурного углубления в виде клина, выполненное ножом косячком, угловатой стамеской, полукруглой мелкой стамеской или богородским ножом. Иногда применяют даже прямую стамеску.Контурную резьбу лучше всего выполнять мягкой или средне твердой древесине, однородной по своему строению (лиственной, рассеянно сосудистой - липа, осина, ольха, береза, клен).

Геометрическая резьба


представляет собой резьбу с фигурных клиноподобных выемок, которые составляют на поверхности древесины узор, сложенный с геометрических фигур: треугольников, прямоугольников, квадратов, ромбов, трапеций, окружностей и тд. Геометрическая резьба по технике исполнения делится на две разновидности: трехгранно-выемчатую (клинорезную) и скобчатую.

И немного подробней о некоторых видах резьбы


Прорезная, ажурная резьба по дереву.


Прoрезная или как ее еще называют - ажурная резьба представляет сoбoй oчень интересный вид рабoты пo дереву.
Самo название гoвoрит за себя, ажур, кружевo, узoр, нo тoлькo материал – древесина.
Древесина сама пo себе уникальный материал, а при oбрабoтке ее дoбавляется еще мнoгo характерных нюансoв.
Прoрезная резьба – этo вид резьбы, при кoтoрoм удаляется (выпиливается) фoн, нo при этoм все элементы узoра связаны между сoбoй.
Делается этo для упрoчнения вырезаемoгo узoра и целoстнoсти кoмпoзиции.
Тoлщина и размеры загoтoвки зависят oт тoгo, чтo задумал сoздать мастер,
oт назначения изделия.
Нo вo всякoм случае, будь хoть этo карниз, наличник на oкнo или деталь мебели, все дoлжнo быть пoдчиненo oднoму – красoте и изяществу выпoлненнoй рабoты.
При разрабoтке макетoв и шаблoнoв дoлжнo учитывать и масштабнoсть, некрасивo, например, будут «смoтреться» на маленьких oкнах БOЛЬШИЕ наличники
с навoрoтами узoрoв.
Все дoлжнo быть гармoничнo.
Тo же самoе, не будут «смoтреться» узкие наличники на ширoких oкнах.
Пo технике выпoлнения этoт вид резьбы немнoгo слoжнее техники кoнтурнoй
и геoметрическoй резьб.
Материал пoдбирается в oснoвнoм из пoрoд лиственных – мягких,
Разнoнаправленнoсть и свилеватoсть слoев этих пoрoд дает меньше растрескивания
и скoлoв при рабoте.
Пoдoйдут и твердые пoрoды, нo для их oбрабoтки нужны немалый oпыт и снoрoвка.
Для начинающих я бы пoсoветoвал – липу, oсину, мoжнo ель, нo с маленькими «глазами» - смoляными сучками, чтoбы при высыхании не былo выпадений сучкoв.
Шаблoны рисункoв мoжнo изгoтoвить из бумаги и прямo наклеить их на загoтoвку,
пoсле выпoлнения резьбы бумага удаляется циклей.
Я предпoчитаю рабoтать с шаблoнами изгoтoвленными из oргалита или фанеры - 4-ки.
Вo первых шаблoн мoжнo применить нескoлькo раз, переснимая с негo или весь узoр
или некoтoрые детали, вo втoрых сoздается некая база рисункoв, кoтoрые пригoдятся
для сoздания нoвых не пoвтoряясь.
Участки фoна, кoтoрые будут удалены, штрихуются.
На них пoближе к рисунку высверливаются oтверстия -10-12 мм, для вставки пилки лoбзика и выпиливаются пo разметке.
Маленькие радиуса закруглений также мoжнo высверлить, если пoдoбрать перку
(сверлo пo дереву) нужнoгo диаметра.
Пoсле прoрабoтки всей загoтoвки, шлифoвальнoй шкурoчкoй убираются
все «лoхмoтья» oставшиеся пoсле выпиливания.
Стамесoчкoй или кoсячкoм, где этo требуется пo замыслу, делаются заoваливания узoра, дoбавления каких-тo деталей геoметрики.
При пoмoщи красителей или мoрилoк мoжнo придать любoй цвет или oттенoк,
как гoвoрится – на любoй вкус и цвет.
Прoрезная резьба oчень хoрoшo сoчетается с другими видами резьбы.
Где-тo мoжнo дoбавить накладные детали тoй же прoрезнoй или дoбавить пoлуoбъемнoй геoметрическoй, различные «кoсички», придадут вашему изделию
закoнченнoсть и гармoнию.
Инструмент: лучше хoрoший электрoлoбзик кoих сейчас великoе мнoжествo, стамески, нoж – кoсячoк, шлиф шкурка.
Не бoйтесь экспериментирoвать, прoявляйте выдумку, фантазию
и у Вас все пoлучится.

Прорезная резьба по дереву


В течение многих столетий русские мастера с помощью ножа и топора возводили деревянные дворцы, церкви, крестьянские избы, создавали предметы домашней утвари, украшенные резными узорами. В результате сложились определенные традиции, виды и техника резьбы по дереву. Наибольшее распространие, в силу своей относительной простоты, получила прорезная резьба.
Прорезная резьба по дереву — это резьба с полностью выбранным фоном. Она может быть геометрической, контурной, заоваленной, при хорошем и чистом исполнении придает изделию ажурность и легкость, особенно наличникам, карнизам и ограждениям.
Прорезная резьба по дереву может выполняться как в технике плоскорельефной резьбы (с плоским орнаментом), так и в технике рельефной резьбы. Плоская прорезная резьба нередко применялась для украшения старинной русской мебели. При применении такой резьбы в шкафчиках и ширмах под нее в качестве фона подкладывают яркую ткань.
Фон в прорезной резьбе раньше удаляли долотом или пилой, сейчас же на смену им пришел электролобзик. В последнем случае резьбу называют пропильной. Так как эта операция механизирована, пропильная резьба находит применение при серийном производстве мебели.
Прорезную резьбу с рельефным орнаментом называют ажурной. Такая резьба широко применялась для украшения мебели стилей барокко и рококо в конце XVII— XVIII вв..
Выпиливать орнамент прорезной или накладной резьбы легче, чем выбирать фон с надрезкой контуров в глухой резьбе. Края орнамента не всегда получаются ровными и чистыми, поэтому, их закругляют, срезая узкую фаску по краям или выбирают узкие -галтели-углубления. Особенно тщательного выполнения домовая резьба не требует, поскольку она чаще смотрится издалека.
Домовую резьбу в основном выполняют пилением и сверлением. Следы, оставленные инструментом, зачищают редко, задиры древесины часто не принимают во внимание. Однако многие столяры стараются выполнить такую резьбу как можно чище.
Отверстия в заготовке или в детали просверливают или прорезают круглыми стамесками, мелкими и крупными, что зависит от того, в каком месте детали должно быть отверстие. Для предохранения детали от скалывания ее задней стороной следует плотно прижимать к какой-либо гладкой доске.
Пропиливают детали в такой последовательности. Прежде всего просверливают отверстие, затем вставляют в него электролобзик или ножовку и пропиливают по нанесенным рискам. Заготовку можно укладывать на верстак и пропиливать сверху вниз, но лучше устроить специальную подставку из толстой доски длиной около метра.
Иногда прорезную резьбу приклеивают к деревянной основе. В этом случае ее называют накладной или наклейной.
Накладная резьба по дереву — это орнамент, выполненный прорезной резьбой и наклеенный или прибитый гвоздями на готовый фон, например, на доску для наличника или на другую деталь.
Накладная резьба при таком способе выполнения получается более четкой по сравнению с глухой резьбой и смотрится гораздо лучше.В этом случае прорезную резьбу надо выполнять как можно чище. Не рекомендуется снимать фаски с обратной стороны детали, так как может создаться впечатление оторванности резьбы от основного фона.


ИСТОЧНИК


Плоскорельефная резьба

Плоскорельефная резьба имеет несколько разновидностей: резьба с заоваленными контурами (заоваленная или "завальная"), резьба с подушечным фоном, резьба с подобранным (выбранным) фоном, ажурная накладная и с удаленным фоном. Общим признаком для всех видов этой резьбы является невысокий условный рельеф, расположенный в одной плоскости на уровне украшаемой поверхности. Плоскорельефная резьба является как бы переходным видом от контурной к рельефной резьбе.

Заоваленная резьба выполняется так же, как и контурная — в виде двугранных выемок по контуру рисунка, но выемки при этом режут более глубокими, а их грани закругляют (заоваливают). Как правило, со стороны форм орнамента выемки и режут и заоваливают круче, чем со стороны фона.

Подушечная резьба носит свое название по внешнему виду фона в образцах этой резьбы, который заоваливают так, что он нигде не остается плоским, но везде выглядит выпукло, как взбитые подушки. И фон такой называют подушечным, а резьбу — заоваленной с подушечным фоном. По технике исполнения такая резьба мало чем отличается от обычной заоваленной.

Резьба с подобранным фоном
выполняется так же, как и обычная заоваленная. Формы орнамента в этой резьбе остаются плоскими, но вот края форм в ней круто заоваливают. Фон же в этой резьбе выбирают на небольшую глубину. При этом орнамент как бы лежит на ровной плоскости. Игра светотени в образчиках этой резьбы намного богаче, чем в заоваленной резьбе, но не такая, как в рельефной резьбе. Поэтому плоскорельефную резьбу выполняют в основном на мелких предметах и отделывают полированием.
__________________

Для просмотра ссылок или изображений в подписях, у Вас должно быть не менее 0 сообщение(ий). Сейчас у Вас 0 сообщение(ий).

Последний раз редактировалось Вера Сагалович; 06.06.2011 в 10:14.
Вера Сагалович вне форума  
Цитировать
Старый 06.06.2011, 10:12   #2
По умолчанию Re: Виды резьбы по дереву

Организация рабочего места оборудование, материал, инструменты


Резьба — дело кропотливое, неспешное, мусорное, требующее и освещения, и места для хранения заготовок, инструмента, всяких приспособлений, которые бывают весьма громоздкими. Если вам не удается выгородить угол в квартире, вы должны продумать вопрос трансформируемости вашего рабочего места с тем, чтобы максимально уменьшить неудобства для членов семьи. Здесь будут даны общие рекомендации по организации труда резчика. Итак, вот пятнадцать основных пунктов по организации труда резчика:

1) рабочее место должно быть хорошо освещено с направлением света спереди и слева, при этом недопустимо попадание прямых солнечных лучей в рабочую зону. При искусственном освещении свет должен быть направлен из разных точек с тем, чтобы на обрабатываемом изделии не образовывались резкие тени. Количество светильников и их мощность следует подбирать таким образом, чтобы количество света было достаточным, но и не слепило бы резчика, а также чтобы осветительные приборы не перегревали окружающий воздух;

2) для изготовления мелких резных изделий, таких, как посуда, ложки, небольшие декоративные панно, сувениры, мелкая скульптура — можно использовать обычный стол с приспособлениями или изготовить специальный стол на трех ножках, к одной из которых крепится сидение с центральной опорой (ножкой). Возможен вариант поворотной ножки стола вокруг своей оси в целях трансформации сидения в нерабочем положении под стол. Можно также изготовить стол-верстак, за которым работают сидя. Стол или верстак изготавливают из досок, бруса, металлического уголка или труб, но крышку для них (столешницу) делают обязательно из толстых (40-70 мм) досок. Стол-верстак резчика отличается от обычного верстака столяра-краснодеревщика практически только тем, что столешница его может быть установлена в наклонном (как пюпитр) положении с помощью петель, шарнирных прорезных реек и зажимных барашков. Да еще на крышке резчицкого верстака отсутствуют бортики, задние тиски, лоток для инструментов и верстачная доска. Вместо этого на крышке предусматривается ряд отверстий и прорезей для крепления в них клиньев, зажимов, винтовых державок (зажимов) для крепления заготовки сверху, винтовых эксцентриковых державок для крепления заготовок в торец, державок для крепления заготовок с фигурными очертаниями и прочих приспособлений;

3) для небольших изделий в технике геометрической резьбы на столешницу устанавливают специальное вращающееся приспособление — вращающаяся доска со стопорами против вращения и с приспособлениями для крепления заготовок;

4) в случае, если вы специализируетесь на домовой резьбе (подзоры, фризы, наличники, фронтоны и др.), вам лучше обзавестись резчицким верстаком большого размера с крышкой размером 2-3 м X 0,6-1 м. Конструкция этого верстака может быть произвольной, но с учетом того, что изделия большого размера выполняются стоя, высота верстака должна быть на уровне локтей резчика или немного ниже (1,1-1,3 м). Можно использовать для работы и обычный столярный верстак, но тогда его нужно поднять до необходимой высоты. Небольшие изделия за таким верстаком выполняются сидя на табурете высотой 60-75 см, с проножкой на расстоянии 20-30 см от пола, чтобы можно было поставить ноги;

5) для закрепления заготовок на столешнице верстака используют различные приспособления и зажимы: струбцины (с жестким корпусом, штанговые с фиксированным упором и подвижным винтом, с фиксированным винтом и подвижной опорой, губочные тисочные двухвинтовые, штанговые угловые одновинтовые), державки, упоры, тиски и винтовую коробку верстака с металлическими винтами. То же можно использовать и для склеивания щитов, зажима различных местных подклеек в резных изделиях;



Рабочее место резчика:

а - верстак с тумбой и выдвижными ящиками в подстолье; б - стол резчика; в — державки для зажима заготовок

6) под крышкой верстака, как обычно, устраивается шкафчик для хранения инструментов, небольших находящихся в изготовлении работ или заготовок;

7) при оборудовании рабочего места резчику (да и не только ему) необходимо наладить электроточило с набором абразивных кругов и прочими приспособлениями для заточки и правки инструмента;

8) для распила и острожки пиломатериалов необходимо иметь дисковую пилу и электрорубанок, смонтированные на отдельных столах, или на одной оси от одного привода, или приобрести универсальный станок;

9) по возможности (или, в случае, если вы специализируетесь по токарным работам) вам необходим токарный станок с набором инструментов к нему или же набор устройств, позволяющих выполнять токарные работы по дереву с использованием дрели;

10) тем, кто занимается прорезной резьбой, необходимо предусмотреть место для выпиловочного станка или электролобзика, и т.п.;

11) для шлифования желательно иметь ручной шлифовальный электростанок эксцентрикового, дискового или ленточного типа, а также набор металлических шлифовальных щеток;

12) резчикам всех направлений приходится пользоваться топорами, особенно если они занимаются декоративной скульптурой и постоянно производят черновую обработку заготовки с помощью топора, поэтому так необходимо иметь пенек или колоду;

13) при организации рабочего места размещение инструментов и приспособлений должно обеспечивать быстрый доступ к ним и сохранность в рабочем состоянии. Режущие инструменты должны храниться в сухих, специально устроенных шкафах, в гнездах, в футлярах, в кармашках холщовых или брезентовых сверток. При длительном хранении для защиты от коррозии их смазывают тонким слоем машинного масла, солидола или восковой мастики. Во время работы инструмент должен находиться в специальных держателях в определенном порядке с маркировкой размеров, радиусов полукруглых и отлогих стамесок. При этом инструмент никоим образом не должен соприкасаться лезвиями. Отложенный на время резчицкий инструмент, если он не поставлен в определенное для него гнездо, в крайнем случае может быть воткнут в кусок сухой пробки. Но лучше каждый раз инструмент возвращать на его место;

14) стружки и опилки не должны скапливаться, а должны удаляться немедленно по окончании работы, а в качестве емкости для отходов должно использоваться металлическое ведро или металлический ящик — что вполне отвечает требованиям пожарной безопасности;

15) все электроинструменты и электроустройства должны иметь заземление, все подключающие разъемы должны обеспечивать защиту от попадания влаги, а пусковые выключатели или кнопки — обеспечивать защиту от произвольного включения или выключения. По окончании работы все устройства должны быть выключены с помощью выключателей или кнопок, а также отключены от сети с помощью разъемов. В оборудованных мастерских для этого должен быть смонтирован электрощиток с набором пакетников (выключателей) и одним общим обесточивающим выключателем или рубильником.
__________________

Для просмотра ссылок или изображений в подписях, у Вас должно быть не менее 0 сообщение(ий). Сейчас у Вас 0 сообщение(ий).

Последний раз редактировалось Вера Сагалович; 18.07.2011 в 21:33.
Вера Сагалович вне форума  
Цитировать
Старый 06.01.2012, 20:19   #3
По умолчанию Re: Виды резьбы по дереву

я помню еще в школе нат рудах вырезали))такие вещи клевые получались)куда их потом девал учитель не знаю)
Polialt вне форума  
Цитировать
Старый 29.03.2012, 20:00   #4
По умолчанию Re: Виды резьбы по дереву

Примеры объёмно-скульптурной резьбы можно посмотреть в моих работах.
mr.cool вне форума  
Цитировать
Ответить


Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
 
Опции темы

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.
Trackbacks are Вкл.
Pingbacks are Вкл.
Refbacks are Выкл.



Текущее время: 22:38. Часовой пояс GMT +3.

Обратная связь - remesla.by - ремесла, ручная работа, хобби, увлечения - это наша жизнь - Архив - Условия использования - Вверх

Powered by vBulletin® Version 1.x.x
Support by SeeRay and DiDiO
Copyright ©2000 - 2019, vBulletin Solutions, Inc. Перевод:
zCarot
Все права защищены. Копирование любого материала с данного форума без разрешения администрации запрещено!