Интервью с Ириной Рожко (авторская кукла)

  Информационный центр
Последние важные новости
 
Всем! Всем! Всем! Сделали возможность вставлять изображения из альбомов и вложений. Снизу, под окошком с сообщением (в расширенном режиме сбоку, под смайликами), соответствующие кнопки.
Ссылка и кнопка

ПОЛУЧИТЕ ЗАКАЗ
на выполнение изделий ручной работы


ИНФОРМАЦИЯ: Нажав такую кнопку, вы перейдете в тему, где мы постоянно выкладываем заказы для мастеров.
 
 
 


[Определение часового пояса]
Быстрая регистрация
Имя:
Адрес электронной почты: Вы согласны с правилами форума?  
Отделение людей от роботов

Подтверждение изображения
Пожалуйста, введите шесть букв и/или цифр, которые изображены на картинке.


Ответить
 
Bookmark and Share Опции темы
Старый 10.11.2010, 14:04   #1
По умолчанию Интервью с Ириной Рожко (авторская кукла)

R: Ирина, расскажите о себе, как давно вы занимаетесь авторской куклой?

Вся моя жизнь была так или иначе связана с куклами. Наверное, каждая девчонка в детстве хотела сделать какую-то свою куклу, особенно в советское время когда не было кукол с длинными волосами в продаже, а так хотелось! Я тогда пыталась делать парики для кукол из овечьей шерсти и, как потом оказалось, была права, потому что именно из этого материала и делают парики. Потом я что-то пыталась сшить из тряпочек, что-то не нравилось – я бросала и начинала заново… Так или иначе все мы родом из детства – и смысл и значение этой фразы понимаешь именно тогда, когда во взрослой жизни начинаешь профессионально заниматься тем, чем в детстве ты просто увлекался. И это становится частью твоей жизни.
А серьезно я начала заниматься авторской куклой, когда у меня родился второй ребенок. Так получилось: будучи беременной, я заканчивала университет (факультет народной культуры) и поняла, что вот я защитила диплом, рожу ребенка – и всё! И некогда будет какое-то время творить, и все внимание будет поглощено ребенком. А у меня уже была идея сделать каких-то гномов: где-то я увидела и мне захотелось их материализовать, сделать в объеме, но в объеме я не решилась, сделала рельефные картины и повесила… И все – на этом я остановилась.
Потом я была в Санкт-Петербурге - через пару лет, - в Музее кукол, у меня с собой были фото моих работ, я их показала музейщикам, и они мне предложили – приезжайте к нам с выставкой! Я говорю: «Как? У меня больше ничего нет!», – они меня спросили: «Какие у вас еще мастера есть – привозите!»
Я вернулась в Минск, пришла в Троецкое предместье в галерею «Славутасць» (на тот момент куклы попадались только там) и меня познакомили с Анной Свечниковой - на тот момент единственный мастер, который занимался не только авторской куклой, но и сувенирной продукцией, человек , который охватывал огромный спектр самых разных видов деятельности – очень интересный художник. Мы с ней начали вместе работать, я еще на подхвате первое время была (тогда я делала изделия из кожи – обувь, аксессуары и т.п.).


R: А сейчас уже не занимаетесь кожей?

Как-то нет. Одно вытесняет другое, а, может, проходишь какой-то этап и пошел дальше и уже к этому серьезно не возвращаешься. Так вот. Работали мы с Анной года 4, потом у меня появились свои куклы, мы ездили в Питер, выставились и теперь в питерском Музее кукол живет около 10 наших кукол. Что очень приятно!
Пытались возить кукол в Москву и в другие города, но мы как приезжаем в такие крупные города, у меня складывается такое ощущение, что мы не в теме, у нас все другое. Какими бы мы ни были родственными народами, но у нас, белорусов, менталитет другой. Наши куклы как бы теряются среди их. Конечно, это не значит, что наши работы хуже. Просто мы туда приезжаем – мы там никто, надо в общем завоевывать площадку.


R: Расскажите о мастерской авторской куклы.

К сожалению, Аня Свечникова умерла около 5 лет назад, и как-то так получилось, что на меня свалилось много ее работы и мне пришлось первый год что называется пахать, даже немножко подорвала свое творческое здоровье. Все это время мы общались с Ириной Штефан, которая сделала все кукольные выставки, все «Балаганчики». И вот как-то возле нее я начала что-то делать, стала активно участвовать в выставках, и 4 года назад мы организовали Школу кукольного дизайна. Это было необходимо, потому что после каждой выставки к нам подходили люди и спрашивали, где же можно научиться делать авторскую куклу? И надо сказать, что первые несколько выпусков были очень толковые. Среди них были такие хорошие ученики, на сегодняшней выставке – это Галя Дмитрук, одна из первых выпускниц, наша звездная звездочка, мы с удовольствием наблюдаем, как она развивается, растет. Человек из профессии филолога, журналиста ушел в куклы с головой. Теперь у нас появилось много толковых и талантливых маcтеров, но цели как таковой вырастить именно мастеров – не было, перед нами стояла немного другая цель: если хотят люди узнать, как создаются куклы – мы их научим. И вот 4 года я занимаюсь преподаванием. Заканчивается очередной курс - мы устраиваем дебютные выставки, в этом году прошла последняя, 6 выставка. Иногда из наших учеников вырастают мастера, иногда люди делают единственную куклу и радуются,что у них получилось.

R: Значит у истоков МАКа стояли вы?

- Да, я и Ирина Штефан создавали школу кукольного дизайна, позже к нам присоединилась Вероника Фомина.

- Я сколько ни рассказывала про выставку «плюшевое сердце», мне практически все задают вопрос, почему так называется, почему «плюшевое сердце»?

R: В прошлом году проходила выставка «Шелковое сердце» и, конечно же, всех интересовал вопрос почему же «шелковое сердце»?

Есть мастера, которые очень трепетно относятся к своим куклам, особенно текстильным, и они прямо изнутри наружу делают все вручную и, конечно, вкладывают свою душу, а некоторые хотят вложить и сердце. И это такой интимный акт: иногда в сердце вкладывается записка с пожеланиями, если это кукла в подарок, – и часто у них шелковые сердца. Хотя есть песня, что шелковое сердце – холодное, но оно же нежное, оно холодное наверное от того, что защищает человека. Но когда мы задумали в прошлом году эту выставку, то имели в виду , что выставка будет тепленькая, про зверей, и сердце у них будет плюшевым, таким как из детства, мягким.

R: Я вас правильно поняла, что мастер может сделать своей кукле сердце, вложить туда записочку с пожеланием, а потом это все зашивается и уже эту записочку не достать?

Да именно так, но у каждой куклы есть паспорт и вот в этот паспорт обязательно вписывается из чего сделана кукла: винтажный плюш – советский плюш, который беря в руки мы вспоминаем наше детство, как он висел у кого-то на телевизоре или покрывал чей-то баян, как он выгорел от жизни. Т.е. это ткань с историей и она не разлезется из-за того что из нее сшили медведя. Также в паспорт куклы вносится и информация о том, что внутри.

R: Почему выставка посвящена животным?

Вообще есть такая традиция в Москве, Питере. Мы сейчас участвовали в питерской выставке с своими животными, у них конечно очень распространена тема мишек Тедди, у нас их совсем нету, причем, с чем это связано, я даже и не знаю, может мы как-то медленнее реагируем на тенденции. Но (мы провели 8 «Балаганчиков» и «Шелковое сердце» – 9 выставок) мы уже добились внимания к теме, например я прихожу уже в министерство культуры и мне говорят, что: «Да, мы отслеживаем…», т.е. они видят, как вывозятся куклы за границу через их министерство на различные загранвыставки, а кукла это произведение искусства, которое ценится. И видимо же приходит понимание ценности авторской куклы.
Но возвращаясь к теме мишек Тедди – да, у нас их практически нет. Есть у нас мастерица Тереза Труханович - этот человек занимается мишками Тедди давно и серьезно, и только мишками Тедди. В Питере и Москве таких увлеченных людей мишками Тедди много, а у нас одна! Я давно наблюдаю, что же так привлекает в мишках Тедди, а потом понимаешь, что когда создаешь своего первого мишку, как будто ребенка рождаешь. И начинаешь смотреть на них с другой позиции.

А вот наша Валентина Александровна Мезенцева – занимается мишками Тедди уже очень давно и знает про них очень много. Она про них и расскажет.


R: Валентина Александровна, расскажите об увлечении мишками Тедди, что так привлекает людей в этих игрушках?

Занятие мишками Тедди очень увлекательное, можно сказать, что каждый мастер своего мишку «вылизывает»: каждый стежочек аккуратен, мастер смотрит, чтобы был ворс в нужную сторону заправлен, чтобы все правильно ложилось, если что-то не нравится – распарывает и заново собирает. Если ножка не так вывернулась – переделывает. Очень сложно, когда первый раз делаешь крепления – это целая проблема, существуют специальные крепления, которые традиционно используются для создания мишек Тедди, они служат для того чтобы у мишек поворачивалась голова, ножки-ручки. И для мишек Тедди используются только определенные материалы, специальные и очень дорогие. И вот когда мастер так тщательно следит за созданием своего мишки, тогда приходит понимание его ценности, и ты уже не можешь не заниматься их пошивом.


R: То есть материалы, которые продаются в наших магазинах не очень подходят?

Наши «медвежатники», в принципе, используют, но есть специальные материалы – мохер шерстяной – но он очень дорогой, и к нам его, к сожалению, не возят, а если материал дорогой, то и изделие стоит немалых денег…

R: Может, люди просто не готовы за такие деньги покупать изделия?

Ирина Николаевна: Я думаю, что готовы, потому что, например, я была свидетелем того, как в одной галерее мужчина не долго думая взял медведя (он очень дорого стоил) и сразу пошел на кассу. Наверное, этот мохер напоминает плюшевых медведей из детства, и очень часто мужчины покупают и дарят таких медведей, потому что у всех в детстве был такой мишка, и это считается очень интимным подарком. Мишка – это про любовь! И сам акт дарения такого мишки говорит про любовь, вот, может, словами не скажешь – зато такой подарок все скажет сам.

R: Где же можно приобрести такого мишку?

Самое посещаемое место галерея «Славутасць», еще есть «Подземка». Была до недавнего времени галерея «Эмоция». Жаль, что закрылась – очень хорошее место было. А в общем – у мастеров есть проблемы с продажей, они не знаю, куда отнести да и мест таких немного.

R: Ирина Николаевна, а что значит авторская кукла? Есть ли какие либо особенности у авторской коллекционной куклы в отличие от обыкновенной авторской куклы? (если конечно можно назвать авторскую куклу обыкновенной) и есть ли какие-то еще жанры авторской куклы. Расскажите.

Есть очень дорогие куклы, куклы шедевры, куклы арт объекты, которые со временем становятся еще дороже ,как произведения искусства .Но не только они являются предметом коллекционирования. Люди, собирающие кукол, опираются на собственный вкус и веление сердца, иногда на престиж приобретения работы известного мастера.
Есть еще тиражная кукла. Бывает, что мастер тиражирует одну куклу два-четыре раза, редко больше – да и повторить один в один просто невозможно. Например, если делать мишек, то когда только начинаешь его делать – он сам начинает диктовать тебе образ: сначала ты на него работаешь, а потом на каком-то этапе он становится одушевленным и начинает диктовать свои правила, и мастер начинает под него подстраиваться. Так и с куклами!


R: Расскажите, когда и как возникла такая идея: проводить выставки авторской куклы? Зачем нужны такие выставки?

Кукольники не могут не делать кукол – это их жизнь, состояние души, потребность. И остановиться – очень сложно, т.е. на выставках собираются те, для кого это жизнь. Никогда не слышала негативных отзывов и от посетителей наших выставок, конечно бывают разные люди, разные пристрастия. Например, за границей есть выставки кукол «хорор» - это что-то ужасное: выставляются страшные куклы, мертвецы и т.п. А у нас все-таки представление о куклах – как о добром. Ну и тем не менее, когда люди приходят на такие выставки – они начинают улыбаться. Вот наша выставка проходит осенью, на улице уже холодно, а здесь в окружении кукол тепло, уютно и хорошо! Даже если у человека плохое настроение, то, заглянув к нам на выставку, он уходит в приподнятом духе. Да, забыла сказать, есть еще портретные куклы – но и они не несут в себе никакой негативной информации, автор никогда не вложит в такую куклу негатив. В худшем случае – человеку будет икаться, ведь я если делаю портретную куклу, то приходится целый день смотреть на фото этого человека.

R: А вообще не боятся делать такие подарки?

Я перед тем как начать делать куклу всегда спрашиваю у заказчика уверен ли он, что его подарок будет воспринят правильно? Ведь есть такие люди, которые этого боятся, но все равно заказывают довольно часто и в основном для мужчин, которые уже занимают определенное положение в обществе, для руководителей и т.п.


R: А есть ли у нас в Беларуси мастера, которые делают кукол «хорор»?

Честно говоря, не встречала, знаю, что сейчас идет повальное увлечение куклами BJD – шарнирные куклы, японские они или корейские, не знаю точно: у них такие большие готические глаза, длинные ноги – очень много разных кукол, они красивые, но у них такая холодная красота. Очень часто можно наблюдать, что к нам на выставки заходят люди с такими куклами и общаются с ними. как с живыми, как с друзьями, и больше ни с кем – ну вот такие своеобразные люди. Знаю, что они объединяются в сообщества.


R: Как у нас в Беларуси относятся к авторской кукле, насколько люди знают о таком творчестве, любят ли его. Или существуют некоторые проблемы?

Иногда приходят такие люди и говорят, что не знали о существовании такого искусства.
А вообще у нас не очень хорошее отношение к ручному труду. Считается, что если куклу сделал руками, то она и не должна дорого стоить - подумаешь склепал там чего-то и такие деньги просит! Но с другой стороны – у нас появляются коллекционеры кукол, а это значит. что культура растет, хотя таких людей пока мало.


Хотелось бы популяризировать наше творчество среди людей, которые могли бы купить таких кукол, но возможно они не знают о нас – вот это проблема.

Однако, в целом, люди знают уже, что такое авторская кукла. Особенно приятно, что теперь во всех сериалах и фильмах стали показывать: у всех богатых людей стоят в интерьере куклы. Уже можно сказать, что это мода!
Также очень часто встречается такое обывательское представление о кукольниках: взрослые впали в детство! Но когда те, кто так мыслит, пытаются сделать самостоятельно куклу, приходят на курсы и мастер-классы, вот тогда они говорят, что понимают и почему таких денег стоят эти куклы и почему с ними нельзя играть. Ведь создание куклы – это тяжелый труд, особенно когда делают фарфоровых кукол – там даже физическая силу нужна – очень тяжело лить формы из гипса.

В заключение скажу, что наша компания МАК закрывается, к сожалению, и эту выставку мы сделали как сообщество мастеров, но проводить выставки будем обязательно! Разрушая – мы начинаем созидать!

Спасибо огромное Ирине Николаевне и Валентине Александровне за приятную беседу! Мы хотим пожелать творческих успехов и дальнейшего развития авторской куклы в Беларуси!

Последний раз редактировалось romanina; 11.11.2010 в 22:32.
romanina вне форума  
Цитировать
Старый 10.11.2010, 14:05   #2
По умолчанию Re: Интервью с Ириной Рожко (авторская кукла)

Хотелось бы еще обратить внимание, что в рамках выставки будут проходить мастер-классы и курсы.

Войлочная игрушка на карасе:
Рук. Вероника Фомина
Материалы предоставляются

Авторский войлок:
Рук. Анастасия Арайс

Лепка животного из пластика (дарви):
Рук. Ирина Рожко
Материалы предоставляются

Изготовление головы куклы из эфапласта (для иногородних или имеющих навыки лепки):
Рук. Ирина Рожко


Серия мастер-классов Мишка Тедди (4 занятия по 3 часа):
1. Что у мишки в голове? Изготовление головы.
2. материалы, лекала, раскрой
3. Набивка, правила крепления
4. Создание образа и аксессуары
Рук. Валентина Мезенцева

Аксессуары для мишек (крылья, шляпы, книжки и т.д.)
Рук. Анна Дебалюк

Изготовление куклы из пластика (Экспресс курс – 8 занятий по 3 часа)
Рук. Ирина Рожко

Более подробно по телефонам 8 029 618 91 30
romanina вне форума  
Цитировать
Старый 13.11.2010, 22:29   #3
Организатор СЗ

По умолчанию Re: Интервью с Ириной Рожко (авторская кукла)

был на выставке... куклы ЖИВЫЕ!!! мастера очень много труда вкладывают, а главное вселяют в них....
wooda вне форума  
Цитировать
Старый 14.11.2010, 00:20   #4
По умолчанию Re: Интервью с Ириной Рожко (авторская кукла)

вселяют в них душу... сердце... извините, что за вас, wooda, окончила... Сама нахожусь под впчеталением от выставки авторской куклы!
romanina вне форума  
Цитировать
Старый 28.04.2011, 11:39   #5
По умолчанию Re: Интервью с Ириной Рожко (авторская кукла)

Здравствуйте !!
Скажите, изготавливаете ли вы куклы исторические??
ЯнУля вне форума  
Цитировать
Ответить

Метки
авторская кукла, интервью, ирина рожко


Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
 
Опции темы

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.
Trackbacks are Вкл.
Pingbacks are Вкл.
Refbacks are Выкл.



Текущее время: 21:05. Часовой пояс GMT +3.

Обратная связь - remesla.by - ремесла, ручная работа, хобби, увлечения - это наша жизнь - Архив - Условия использования - Вверх

Powered by vBulletin® Version 1.x.x
Support by SeeRay and DiDiO
Copyright ©2000 - 2019, vBulletin Solutions, Inc. Перевод:
zCarot
Все права защищены. Копирование любого материала с данного форума без разрешения администрации запрещено!