"Секреты Тульской всечки"

  Информационный центр
Последние важные новости
 
Всем! Всем! Всем! Сделали возможность вставлять изображения из альбомов и вложений. Снизу, под окошком с сообщением (в расширенном режиме сбоку, под смайликами), соответствующие кнопки.
Ссылка и кнопка

ПОЛУЧИТЕ ЗАКАЗ
на выполнение изделий ручной работы


ИНФОРМАЦИЯ: Нажав такую кнопку, вы перейдете в тему, где мы постоянно выкладываем заказы для мастеров.
 
 
 


[Определение часового пояса]
Быстрая регистрация
Имя:
Адрес электронной почты: Вы согласны с правилами форума?  
Отделение людей от роботов

Подтверждение изображения
Пожалуйста, введите шесть букв и/или цифр, которые изображены на картинке.


Ответить
 
Bookmark and Share Опции темы
Старый 14.06.2011, 09:02   #1
По умолчанию "Секреты Тульской всечки"

Введение

Корысть - это когда только для себя.
Интерес для себя и других.
Корысть замкнута, ограничена
Интерес открыт, распахнут.

Здравствуйте уважаемые посетители моего мастер-класса - любители и мастера декоративно-прикладного искусства. Спасибо, что посетили его. В данном мастер-классе я постараюсь познакомить Вас с технологией Тульской всечки - инкрустации древесины полосочкой металла.
Мастер - класс будет состоять из Введения, 8 занятий и Заключения. В процессе ознакомления с предоставленным материалом у Вас будут возникать вопросы, на которые я с удовольствием отвечу в блоге и по E.mail: levshata@yandex.ru или kanun2010@mail.ru
Успехов, удачи желаю Всем от души!
Введение
Историческая справка
Тула - старейший центр специализирующийся уже с шестьнадцатого века на выпуске оружия. С созданием в туле военного гарнизона, который распологался в тульском кремле, у кузнецов-ремесленников появился большой спрос на военные изделия. Одновременно с этим оружейники были родоначальниками многих местных промыслов - коретного, пряничного, резьбы по дереву и т.д. По царскому указу в 1595 году некоторых кузнецы были поселены в специальной казённой слободе за рекой Упой. Работники этой слободы были казёнными людьми и в связи с этим в пос ледствии всех работников и жителей города начали называть - казюками. С 1714 года Петром первым в туле был пущен первый завод по изготовлению оружия, а уже через 5 лет после пуска завода начался бурный расцвет искусства оружейников Тулы. Туляки, украшая ружья, ножи и их миниатюрные копии, осваивали сложнейшие технические приёмы обработки и оформления металлических частей, а также деревянных лож и рукоятей: оброн, таушировка(насечка), всечка, наводка, инкрустация, гравировка, литьё, воронение, резьба,чеканка.


Занятие 1

Материалы и инструменты необходимые для работы.

Древесина. В процессе работы я использую древесину лиственных пород: грецкий орех, яблоня, груша и т.д. В основном работаю с грецким орехом из-за изумительной его текстуры.
Проволока. для работы использую проволоку диаметром 0.7 - 0.8 мм, которая раскатывается в полосочку шириной 1.2 - 1.4мм и толщиной 0.2 - 0.25мм. Материал проволоки: хромель, алюмель, редко алюминий. Медь и сплавы на её основе не применяю так как она окисляется, темнеет и отрицательно влияет на качество изделия.
Клеи. Для закрепления в изделии полосочки при её всекании, вставок и фурнитуры.
Олифа - натуральная на льняном масле, для отделки изделия.
Восковая мастика - для окончательной отделки изделия.
Нихром - проволока диаметром 1мм для изготовления фурнитуры.

Плоский резец - для прорезания лунки с последующей всечкой в неё полосочки металла



Угол заточки резца подбирается опытным путём, так, чтобы лезвие свободно входило в древесину заготовки на 1.5 - 2мм, а ширина лунки(вид сверху) была0.3 - 0.5мм, чуть больше толщины полосочки металла(Секрет № 1)
Бокорезы(с напайками из твёрдого сплава) - для отрезания всекаемой полосочки металла



Молоточек - весом 50 - 70 гр. для вбивания полосочки



Пинцет - для подкручивания конца завитка



Напильники - №2,№3(с мелкой и грубой насечкой) для обработки заготовки после всечки.
Плоскогубцы, круглогубцы - для изготовления фурнитуры и её установки в изделие.
Бокорезы для грубой работы - для работы с перламутром при изготовлении вставок
Абразивные бруски - разной зернистости для обработки вставок
Правилка - металлический стержень диаметром 3 - 4мм рабочий конец которого расплющен и немного загнут вверх



Предназначен для удобства работы при сопряжении всекаемых элементов и правки овалов завитков всекаемой проволоки (Секрет №2)
Вальцы - для раскатки проволоки
Швейная игла(с ручкой) - для заполнения клеем ПВА лунки(в нескольких местах) перед установкой полосочки




Занятие 2

Изготовление заготовки под всечку.
Тульскую всечку можно выполнять на заготовке(изделии) любой формы*после того как овладеете навыками работы на плоских поверхностях).
Я даю мастер-класс для тех, кто только начинает и хочет заняться этим ремеслом поэтому и разговор пойдёт о изготовления изделия плоской формы из пластины толщиной 5 - 6 мм древесины грецкого ореха, можно взять заготовку из берёзы если нет ореха.
1. От бруска 70х60х150мм на горизонтальном фрезерном станке отрезаем пластину толщиной 5-6мм



Пластина должна иметь толщину не менее указанной, так как при меньшей толщине, при прорезании лунки на глубину 1.5 - 2мм она может разломиться или дать трещину - выброшенные на ветер денежки стоимости пластины.
Вышеуказанный брусок закрепляется в тисках, установленных на салазках станка, под углом 40 -45 градусов по отношению к вертикальной плоскости фрезы.Тиски устанавливаются под углом для лучшего проявления текстуры древесины и увеличения прочности пластины(Секрет №3)
Скорость врещения фрезы - минимальная, с целью недопущения нагрева древесины и вследствии этого её коробления.
2. В случае отсутствия фрезерного станка - закрепляем брусок в обычных тисках и ножовкой отпиливаем пластину(большей толщины), которую потом обрабатываем напильниками выравнивая плоскости резе. Пластину отрезаем также под углом 40 - 45 градусов. В том случае, если и этот вариант Вам не подходит, то:
3. Отпиливаете пластину любым доступным для Вас способом.
Некоторые формы изделий, с которыми я работаю




Занятие 3


Технология прорезания лунки.
Прорезание лунки для последующего вбивания в неё полосочки металла производиться по линиям рисунка нанесённого на заготовку. Следовательно работу надо начинать с переноса рисунка на заготовку:
а) если Вы умеете рисовать - нарисуйте его самостоятельно на заготовке( но не увлекайтесь сразу прорисовыванием сложных и мелких элементов, начинайте с простого).
б) выберите простой рисунок и перенесите его на заготовку при помощи копировальной бумаги. После переноса - обведите линии ещё раз простым карандашом(желательно М или 2М)
в) любым другим известным Вам способом.



Необходимо отметить, что рисунок Тульской всечки состоит из спиралей, всевозможных завитков и других элементов.



!Целесообразно перед началом работы на ореховой заготовке - потренироваться на заготовке из древесины липы или осины(толщиной 8-10мм и размером 90х120мм) - обрезки "вогонки" для облицовки стен бани или других помещений) нанеся на неё прямые линии на расстоянии 5мм друг от друга - вдоль и поперёк волокон. Кроме прямых линий на тренировочной заготовке научиться прорезать и дугообразные линии.
Данная тренировка необходима для того, чтобы прочувствовать сопротивление волокон древесины,укрепления пальцев рук и главное - приобретение навыков правильной постановки резца. Тренировочные лунки должны быть прорезаны точно по нарисованным линиям и быть прямыми, а не зигзагообразными.



Лунка прорезается резцом на глубину 1.5 - 2мм следующим образом:
Лезвие широкого резца устанавливается, в начало линии рисунка, под прямым углом к поверхности заготовки(Секрет № 4) и производится нажатие на ручку резца пальцами сверху вниз - в результате чего лезвие резца заглубляется в древесину(контролируйте усилие нажатия на резец, от этого зависит заглубление лезвия).



Это самая ответственная операция так как неправильная установка резца(с наклоном вправо или влево) приведёт к тому, что невозможно будет вставить полосочку металла в лунку, а в том случае, если полосочка и вставиться, то при её дальнейшем вбивании в древесину произойдёт её сминание или загиб - то есть БРАК!
После первог реза, резец не полностью вынимаем из древесины, а делаем небольшой наклон его на себя



и затем продвигаем лезвие резца вперёд, но не на всю его ширину, а лишь на половину ширины лезвия резца.



Если лезвие резца вынуть полностью из древесины и продвинуть вперёд на всю его ширину, то между прорезами образуется выступ не прорезанной древесины, который не даст вставить полосочку металла в прорезанную лунку.(Секрет № 5)
Движение руки с резцом можно сравнить с работой иглы швейной машинки, с единственным отличием, что рука с резцом движется вперёд по линии рисунка заготовки.
Вы заметили, что линии рисунка Тульской всечки не прамолинейны, а имеют закругления разного радиуса, следовательно прорезание лунки производиться сначало широким резцом, а затем по мере уменьшения радиуса закругления и резцы последовательно сменяются на более узкие.
Можно начать прорезать лунку и с внутренней части завитка, в этом случае наоборот, берём сначала самый узкий резец и по мере увеличения радиуса завитка меняем на более широкие.
Выбор резца и места начала прорезания лунки элемента - целиком и полностью зависит от Вас, вернее от того как Вам удобнее работать.
Главные условия правильного прорезания лунки:
1. Угол между лезвием резца и плоскостью заготовки 90 градусов!
2. Прорезаемая лунка должна быть сплошной от начала до конца.
3. Заглубление резца не должно быть больше ширины(высоты) полосочки всекаемого металла т.е. не более 1.5 - 2мм.
Честно говоря в компьютерных технологиях я чайник и не знаю как разместить видео по прорезанию лунки здесь поэтому, кто хочет можете посмотреть видео прорезания лунки на YouTube набрав в поиске - прорезание лунки(там помогли мне разместить материал мои ученики).


ИСТОЧНИК
__________________

Для просмотра ссылок или изображений в подписях, у Вас должно быть не менее 0 сообщение(ий). Сейчас у Вас 0 сообщение(ий).

Последний раз редактировалось Вера Сагалович; 18.07.2011 в 22:06.
Вера Сагалович вне форума  
Цитировать
Старый 14.06.2011, 09:07   #2
По умолчанию Re: "Секреты Тульской всечки"

Занятие 4


Всекание полосочки металла в лунку.
Рисунки Тульской всечки состоят из многочисленных криволинейных элементов. Прорезав лунку первого элемента в его начало вставляем торец(кончик) полосочки металла и забиваем его лёгким ударом молоточка.



Затем пальцами левой руки(для правшей) продолжаем постепенно вставлять полосочку в лунку, а молоточком лёгкими ударами забиваем её на две трети глубины



продвигаясь от начала линии к её конечной части. После того как всекли полосочку по всему элементу на две трети глубины



начинаем с начала элемента забивать (Плоскость бойка должна быть при ударе параллельна плоскости заготовки, иначе говоря направление удара по полосочке металла необходимо наносить строго вертикально, не наклоняя боёк ни вправо ни влево Секре № 6) полосочку постепенно до конца на всю глубину, так чтобы она была заподлицо(на одном уровне) с плоскостью заготовки.
Иногда, а некоторые мастера всегда, в конце элемента завитка ставят точку, которая всекается следующим образом: шилом делаем углубление в конце завитка в плотную в вбитой полосочке, вставляем в это углубление круглую проволочку(диаметр на Ваше усмотрение, я вставляю 0.7, 1.0, 1.5мм) и обрезаем её бокорезами на расстоянии 2 - 3мм от плоскости заготовки. Молоточком отрезанный штырёк забиваем в заготовку на две трети, а оставшуюся над заготовкой его часть опиливаем надфилем так, чтобы посмотрев сверху было видно образовавшийся круг проволоки, забиваем его до конца. На конце завитка получается точка



Закончив всечку первого элемента приступаем к прорезанию лунки второго элемента, но начинаем прорезать её(узким резцом)сосвободного конца завитка, доходя постепенно до места сопряжения с первым элементом.


Занятие 5

Соединение(сопряжение) элементов рисунка всечки.
Я уже неоднократно упоминал о том, что рисунок Тульской всечки состоит из множества элементов - завитков, соединённых в оно целое. Места сопряжения(соединения) элементов должны быть выполнены так, чтобы было видно что один элемент является продолжением другого, как - бы из одной полосочки завитка выходит другая, а самого соединения этих элементов не было заметно.
Незаметное сопряжение элементов достигается следующим образом: прорезав лунку первого элемента и вбив в неё полосочку металла у нас имеется законченная работа с первым элементом, начинаем прорезать лунку второго элемента(как говорилось в предыдущем занятии со свободного конца завитка и постепенно подходим к месту сопряжения) и дойдя до места сопряжения элементов продолжаем прорезать дальше лунку второго элемента вплотную к вбитой полосочке(касаясь правой или левой,смотря как расположено сопряжение по отношению к вбитому элементу, боковой поверхностью резца вбитой полосочки металла) первого элемента примерно на расстояние 5-7мм его.



Полосочки металла имеют одинаковую толщину, а для более незаметного сопряжения конец полосочки присоединяемого элемента необходимо сточить надфилем так, чтобы он имел тонкий клинообразный участок длиной 5-7мм,



который вставляем в прорезанную лунку второго элемента, вплотную к полосочке первого элемента



и забиваем второй элемент по ранее рассмотренной технологии в занятии № 4.
Для более плотного и незаметного соединения полосочек между собой использую правилку, торцом котрой провожу по полосочке второго элемента(когда она вбита на две трети) прижимая её к полосочке первого элемента (Секрет № 7)



Последовательно соединяя элементы рисунка продолжая работу до тех пор пока все элементы рисунка не будут всечены. По завершению этих работ перехожу к следующей операции - отделке изделия.

ИСТОЧНИК
__________________

Для просмотра ссылок или изображений в подписях, у Вас должно быть не менее 0 сообщение(ий). Сейчас у Вас 0 сообщение(ий).

Последний раз редактировалось Вера Сагалович; 18.07.2011 в 22:07.
Вера Сагалович вне форума  
Цитировать
Старый 14.06.2011, 09:15   #3
По умолчанию Re: "Секреты Тульской всечки"

Занятие 6

Отделка изделий.
Для придания изделию товарного вида произвожу его отделку: 1)шлифовку;
2) полировку; 3) покрытие восковой мастикой.
1. Шлифовка изделия производится сначала крупнозернистой, а затем среднезернистой и наконец бархатной (самой мелкозернистой или затёртой) наждачной шкуркой( желательно на тканевой основе - меньше расход наждачки). Шлифовкой снимаю верхний слой с поверхности заготовки, достигая того, чтобы все всечённые элементы были видны и блестели.
Толщина снимаемого слоя не должна превышать примерно 0.2 - 0.25мм т.к. если снять большую толщину, то всечённая полоска естественно уменьшится по высоте и сможет достичь такой величины, что не сможет удерживаться древесиной и выскочит из неё (Секрет № 8)
Операцию шлифовки можно заменить обработкой заготовки "бархатным" напильником (с очень мелкой насечкой), но снимать верхний слой с изделия также толщиной не более выше указанной, а затем произвести шлифовку затёртой шкуркой(Секрет № 9)
2. Полировку изделия произвожу деревянной палочкой(ровным торцом) из древесины твёрдых пород(бук, дуб...), либо иглой для сшивания мешков(так называемой "цыганской") - проводя по изделию цилиндрической её частью.
3. Заключительная операция отделки - вощение. Изделие покрывается восковой мастикой при помощи щётки или ткани. Мастику лучше наносить подогретую( но не горячую) на водяной бане, а в зимнее время можно ёмкость с мастикой поставить на батарею отопления.
Рецепт приготовления мастики:
1 часть пчелиного воска(а не парафина)
1часть канифоли(можно растолочь для более быстрого растворения)
2 части скипидара
Все компоненты помещаю в ёмкость и расплавляю в водяной бане, периодически помешивая содержимое деревянной палочкой. Через 15-20 минут варки масса становиться однородной - готова.
После нанесения тонкого слоя мастики(я наношу её пальцами - втирая в изделие) изделие выдерживается 24 часа, чтобы мастика впиталась в древесину. Излишки мастики удаляю шерстяной тканью и натираю изделие до блеска.
Для улучшения защитных свойств изделия от влаги и других воздействий и экономии расходования восковой мастики - перед вощением изделие покрывается натуральной олифой и просушивается 24 часа(Секрет № 10)


Занятие 7

Инкрустация изделия другими материалами.
Кроме украшения изделия всекаемой полосочкой металла, мастера - оружейники, исходя из фрагмента рисунка, делали некоторые из них(листья, лепестки, цветы и т.д.) из более светлой древесины(клён, берёза), перламутра или слоновой кости
( которая в старину применялась чаще всего).
Вставки из другого материала производятся по технологии инкрустации и интарсии древесины - с технологиями которых Вы сможете ознакомиться самостоятельно, а я Вам расскажу как, работая с речным перламутром и слоновой костью, выполняю изготовление и установку вставок.
Рисунок на заготовке состоит из 4-х элементов крыльев бабочки и бутона к которому она устремлена. Накладываю на рисунок кальку и прорисовываю на ней элементы всечки в которые в последствии буду вставлять перламутр(в своих работах я испльзую обычно речные перловицы - заготавливаю их летом на берегу реки Оки).
Бокорезами для грубой работы делю перловицы на части соответствующие размерам всталяемых элементов(естественно немного большего размера, для возможности обтачивания до истинных размеров).
Ножницами для маникюра(с загнутыми концами) вырезаю элементы из рисунка на кальке и наклеиваю их на поверхность заготовки перламутра с тыльной
(не перламутровой) стороны. Если куски перловицы велики и сильно выступают за контуры приклеенного элемента - излишки убираю осторожно откусывая их бокорезами для грубой работы,



а затем абразивными брусками обтачиваю края перловицы до контуров на кальке



Внимание! Работы с парламутром необходимо производить аккуратно, не прилагая больших усилий при обтачивании. 1.Речной перламутр - хрупкий материал. 2.Повержен расслаиванию при обработке. 3.Пыль от перламутра вредна для лёгких - работать желательно в респираторе.
После того как вставки готовы, беру заготовку после отделки, и в места будущих вставок прикладываю(последователь о) элементы из перламутра, обвожу их контуры кончиком иглы, снимаю перламутр, по очерченым линиям произвожу прорезание лунки как для всечки, а затем мелкой стамеской выбираю древесину внутри контуров - делаю гнездо вставки



заполняю его на две трети клеем(в основном ПВА) и устанавливаю в него вставку и так далее пока не установлю все.
В том случае, если при установке вставки имеется зазор между вставкой и прорезанной ранее линией контура элемента, заполняю его смесью пылеобразных опилок древесины заготовки с клеем ПВА (Секрет № 11). Излишки смеси после 10-15 минут высыхания убираю лезвием скальпеля, а затем аккуратно промазываю эти места восковой мастикой или просто протираю шерстяной тканью, которой удалял излишки мастики с заготовки при отделке.


Занятие 8

Изготовление фурнитуры и сборка изделия.
Для того, чтобы изделие было завершонным, необходимо установить фурнитуру и дополнительные элемента оформления. Фурнитура представляет из себя дужки и кольца изготовленные самостоятельно из нихромовой проволоки диаметром 1мм.
Дужки изготавливаются при помощи круглогубцев с тонко заточенными концами



Для изготовления колец: закрепляю сверло диаметром 4мм в тисках, а на хвостовик наматываю виток к витку спираль из нихромовой проволоки. Снимаю спираль с хвостовика и бокорезами для грубой работы разрезаю на отдельные элементы - кольца



Дополнительные элементы оформления по периметру изделия - деревянные бусины закреплены на изделии при помощи вставленных в них круглых деревянных палочек и вклееных в просверленные отверстия изделия.
Сборку изделия произвожу следующим образом: в заготовке кулона с торцевой его части сверлю отверстие диаметром 1 мм(сверлом может служить кусочек нихромовой проволоки, заточеный как режущая часть зубила)



в отверсте вставляю дужку предварительно смазав её хвостовик клеем. В отверстие дужки вставляю кольцо диаметром 4 мм и свожу концы кольца друг с другом(держа их плоскогубцами) так, чтобы не было между ними зазора, затем в кольцо вставляю кожаный или замшевый ремешок.



ВСЁ!
только начинается...
P.S. Возникли вопросы - пишите, адрес Вы знаете, но чтобы долго не искать повтрю:
levshata@yandex.ru или kanun@mail.ru от Ваших комментариев в блоге тоже не откажусь и в гостевую Добро пожаловать!
Всем от души желаю удачи, успехов и всего доброго!!!


Заключение


Заключение.
В заключении хотелось бы сказать следующее: При изготовлении изделий основной моей задачей было достижение качества, свойственного мастерам - оружейникам, правильность сопряжения элементов, соблюдение плавных радиусов закругления завитков, спиралей и т.д. в применении материала проволоки не поддающегося окислительному воздействию среды и сохраняющего свой блеск длительное время,( у меня на рабочем столе, в качестве образца для моих учеников, находится изделие изготовленное в 1994 году, и до настоящего времениблеск всечёноой полоски хромеля - не потускнел, единственной приходилось иногда протирать изделие от пыли) одним словом стремился не отступать от традиций моих земляков мастеров - оружейников изготавливать качественные изделия в классическом стиле и передовать свои знания и умения ученикам.
Правда иногда я отступал от классического стиля изготовления изделий и изготавливал изделия не вписывающиесы в классические рисунки тульской всечки.
Надеюсь мой мастер-класс поможет Вам освоить данную технологию тульской всечки, а если у Вас возникнут трудности всегда помогу советом.
Соблюдайте правила безопасной работы - берегите свои руки, пальцы, глаза, лёгкие...



В первую очередь - сделайтесебе напальчник из треугольного кусочка тонкой кожи, чтобы при длительной работе резцом опираясь на ноготь не прорезать его.(Последний секрет).
О остальных условиях безопасной работы я надеюсь Вы позаботитесь сами.
Ещё раз желаю Всем успеха и всего доброго!


ИСТОЧНИК
__________________

Для просмотра ссылок или изображений в подписях, у Вас должно быть не менее 0 сообщение(ий). Сейчас у Вас 0 сообщение(ий).

Последний раз редактировалось Вера Сагалович; 18.07.2011 в 22:08.
Вера Сагалович вне форума  
Цитировать
Ответить


Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
 
Опции темы

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.
Trackbacks are Вкл.
Pingbacks are Вкл.
Refbacks are Выкл.



Текущее время: 19:05. Часовой пояс GMT +3.

Обратная связь - remesla.by - ремесла, ручная работа, хобби, увлечения - это наша жизнь - Архив - Условия использования - Вверх

Powered by vBulletin® Version 1.x.x
Support by SeeRay and DiDiO
Copyright ©2000 - 2019, vBulletin Solutions, Inc. Перевод:
zCarot
Все права защищены. Копирование любого материала с данного форума без разрешения администрации запрещено!