Традиции в вышивки крестиком

  Информационный центр
Последние важные новости
 
Всем! Всем! Всем! Сделали возможность вставлять изображения из альбомов и вложений. Снизу, под окошком с сообщением (в расширенном режиме сбоку, под смайликами), соответствующие кнопки.
Ссылка и кнопка

ПОЛУЧИТЕ ЗАКАЗ
на выполнение изделий ручной работы


ИНФОРМАЦИЯ: Нажав такую кнопку, вы перейдете в тему, где мы постоянно выкладываем заказы для мастеров.
 
 
 


[Определение часового пояса]
Быстрая регистрация
Имя:
Адрес электронной почты: Вы согласны с правилами форума?  
Отделение людей от роботов

Подтверждение изображения
Пожалуйста, введите шесть букв и/или цифр, которые изображены на картинке.


Ответить
 
Bookmark and Share Опции темы
Старый 06.05.2014, 23:03   #1
По умолчанию Традиции в вышивки крестиком



Вышивка – очень древний вид творчества. И вместе с ней до наших времен дошли поверья и приметы, связанные с этим видом рукоделия.
Вот некоторые из них.


1. Самое известное требование к вышивке, особенно к вышивке крестиком – это идеальная изнанка. Ее качество издавна является основным критерием оценки уровня исполнения работы. А знаете почему? Потому что по поверьям путаница из ниточек и узелочков на обратной стороне вышивки могла рассердить богов-покровителей ремесла, а дом рукодельницы мог лишиться защиты, покой в ее доме мог быть нарушен всякой нечистью.
И именно из-за этих поверий появлялись новые и новые способы прятать кончики нитей, например, под самим узором.


2. Очень ценились вышивки, сделанные в течение одного дня. Например, если девушка успевала вышить рушник в период от рассвета и до заката, то считали, что такое полотенце имеет особую, первозданную чистоту. Если вышивка имела большой размер, то ее одновременно могли выполнять несколько человек. Мастерицы начинали с восходом солнца, а заканчивали обязательно не позже, чем последний луч спрячется за горизонтом. Если это условие соблюдалось, то такое изделие становилось очень сильным оберегом, который (как считалось) мог защитить от стихий, смертельных болезней, нечистой силы.
Девушка в качестве свадебного приданного изготавливала от сорока до ста полотенец, каждое из которых имело свое особое назначение – например, для новорожденного, для крестин и т.п.


3. Особое значение имели сами вышивки, т.е. узоры, которые там присутствовали.
Многие элементы пришли в вышивку еще со времен язычества. Вот несколько примеров.
- дерево жизни, а с двух сторон по птице, повернутые к дереву: в этом случае это птицы, обозначающие утренние и вечерние зори, птицы счастья;
- женщина: это, как правило, роженица; а вот если женщин две и одна с поднятыми, а другая с опущенными руками, то это Матерь и Дева (Матерь берет соки из земли для того, чтобы был отличный урожай, а Дева для того же вымаливает солнце и дожди);
- медведи, барсы: это домашние обереги;
- открытый символ Солнца, вышитый на полотенце – для легких родов;
Вообще считалось, что сам крестик, которым вышивали – это уже и есть оберег, т.е. масса крестиков, из которых и состояла работа, наполняла вышивку обережной силой.
На одежде, как правило, вышивали горло, по плечам, подол. Ну и вышитые пояса были почти обязательным обережным атрибутом как мужской, так и женской одежды.


4. Вообще сам процесс вышивки считался чем-то сродни колдовству, волхованию, поскольку все вышиваемые элементы как бы впитывали в себя молитву и защитные силы. И именно поэтому очень большое внимание уделялось правильной вышивке самого крестика.
Начальный, первый стежок выполняется слева направо и символизирует женскую сторону. А вторая часть крестика – это стежок, вышиваемый поверх первого (он как бы закрывает первый стежок) – это уже мужская сторона. И получается, что каждый вышитый крестик – это символ крепкой семьи, символ единства. И опять обязательно уделяется внимание изнаночной стороне крестика – он ни в коем случае не должен быть там перечеркнут. Если это условие нарушалось, то считалось, что тогда вышивка теряла всю силу.
Считалось, что выполняя стежки крестика, женщина как бы колдует, открывая-закрывая реальность, выражаясь современным языком, вышивальщица «программирует» те мысли, которые у нее в голове во время вышивки.
Т.е. думая о чем-то в процессе вышивки, мастерица как бы вшивает свои мысли и желания, способы решения проблем и т.п. в саму вышивку, как бы материализуя их. Поэтому считалось, что нельзя вышивать в плохом настроении, нельзя злиться и желать кому-то бед в процессе изготовления вышитых изделий.


Вот такие поверья пришли к нам издревле. А верить в них или нет – это уже личное дело каждого.

*Катерина Огнева специально для remesla.by
Катерина_О вне форума  
Цитировать
Старый 08.05.2014, 02:05   #2
По умолчанию Re: Традиции в вышивки крестиком

Замечательная статья. Ясная и ёмкая. Ну, а что касается "верить в них или нет"...
то по крайней мере азы истории возникновения знать надо. А то, что изначально вышивка имела сугубо прикладной, сакральный характер делает ее и сегодня более интересной и привлекательной.
nominee вне форума  
Цитировать
Ответить


Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
 
Опции темы

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.
Trackbacks are Вкл.
Pingbacks are Вкл.
Refbacks are Выкл.



Текущее время: 00:42. Часовой пояс GMT +3.

Обратная связь - remesla.by - ремесла, ручная работа, хобби, увлечения - это наша жизнь - Архив - Условия использования - Вверх

Powered by vBulletin® Version 1.x.x
Support by SeeRay and DiDiO
Copyright ©2000 - 2019, vBulletin Solutions, Inc. Перевод:
zCarot
Все права защищены. Копирование любого материала с данного форума без разрешения администрации запрещено!