Булатная, дамасская сталь.

  Информационный центр
Последние важные новости
 
Всем! Всем! Всем! Сделали возможность вставлять изображения из альбомов и вложений. Снизу, под окошком с сообщением (в расширенном режиме сбоку, под смайликами), соответствующие кнопки.
Ссылка и кнопка

ПОЛУЧИТЕ ЗАКАЗ
на выполнение изделий ручной работы


ИНФОРМАЦИЯ: Нажав такую кнопку, вы перейдете в тему, где мы постоянно выкладываем заказы для мастеров.
 
 
 


[Определение часового пояса]
Быстрая регистрация
Имя:
Адрес электронной почты: Вы согласны с правилами форума?  
Отделение людей от роботов

Подтверждение изображения
Пожалуйста, введите шесть букв и/или цифр, которые изображены на картинке.


Ответить
 
Bookmark and Share Опции темы
Старый 06.06.2011, 22:05   #1
По умолчанию Булатная, дамасская сталь.

СЕКРЕТ ИЗГОТОВЛЕНИЯ БУЛАТНОЙ СТАЛИ

Материал клинка — закаленная сталь — обладает тем свойством, что твердость и упругость ее в известных пределах находится в обратной зависимости. Твердость лезвия должна быть достаточно большой, чтобы нож не скоро затупился, но и не чрезмерной, иначе выкрошится режущая кромка или сломается лезвие.

Давно замечено, что стойкость (износоустойчивость) лезвия не всегда зависит от твердости клинка. Нередки случаи, когда мягкий клинок тупился в работе меньше, чем более твердый. На Златоустовском заводе известный металлург Аносов, пытаясь восстановить секреты технологии изготовления булатной стали, определял износоустойчивость лезвия путем разрезания рулонов войлока. В ходе работ выяснилось, что образцы лезвий, взятые из одного куска стали и прошедшие одинаковую термообработку, имеют различные характеристики.

Режущие свойства лезвия определяются параметрами той микропилы, которая образуется при его заточке и видна, если посмотреть на кромку лезвия под микроскопом. Зубцы этой пилы должны быть мелкие и одинаковые, их вершины должны обладать максимальной твердостью и не выкрашиваться. Это обеспечивается микроструктурой материала и способом заточки лезвия. Чем острее угол заточки, тем с большей легкостью клинок проникает в обрабатываемый материал. Но поскольку тонкое лезвие — более хрупкое, то для того, чтобы оно не сломалось, необходимо повысить упругость, тем самым уменьшив износоустойчивость.

В древности оптимальное сочетание этих свойств обеспечивал булат — материал, который привозили из Индии. В страны ближнего Востока он поступал в виде слитков и затем в процессе ковки и закалки особыми методами приобретал уникальные свойства, сочетая высокую твердость и большую упругость по сравнению с не обладавшими подобными качествами, в нашем понимании, рядовыми клинками. Однако и булаты тоже бывали разными. В конце прошлого века, когда в очередной раз вспыхнул интерес к технологии изготовления булата, в России была создана комиссия, которая взяла на учет все имевшиеся в стране образцы булатного оружия. Так, из собранных приблизительно 4000 клинков половина оказалась подделкой, а среди остальных лишь один процент обладал выдающимися свойствами.

Дамаск — материал (сталь, как бы армированная более упругими волокнами), получаемый в результате проковки мало– и высокоуглеродистых полос в один монолит по особой технологии. Дамаск и булат часто путают, поскольку на обоих материалах при протравливании проступает рисунок, демонстрирующий структуру металла. И все же это различные по процентному содержанию углерода материалы.

По содержанию углерода (в особой кристаллической форме) булат занимает промежуточное положение между высокоуглеродистой сталью и чугуном, а в дамаске его содержание такое же, как и в углеродистой стали. Низкоуглеродистые дамаски шли на изготовление стволов охотничьих ружей, которые, за некоторым исключением, стоили значительно дороже стальных, так как изготовление дамаска представляет собой более трудоемкий процесс.

Сейчас производство клинков переживает очередной бум возрождения традиций изготовления узорчатой стали. Большинство солидных зарубежных фирм, да и многие частные производители как в России, так и в дальнем зарубежье, восстановили производство дамасковых клинков, насколько я понимаю, используя в основном декоративные свойства материала. Уже созданы новые, неизвестные ранее сочетания материалов в дамаске, например нержавеющий дамаск. Время от времени в печати появляются сообщения о том, что различными способами удалось получить и булатную сталь, но ее промышленное производство налажено только на украинском НПО «Булат» (Зброя та Полювання, 1999). Причем булатные ножи, которые используют, например, при изготовлении фанеры, резке бумаги, приготовлении щепы для бумажного производства и производства ДСП имеют стойкость на порядок выше, чем аналогичные ножи из лучшей шведской стали.

После правильной проковки, закалки, шлифовки и травления на булатном клинке проступает характерный не повторяющийся узор (в дамасках узор состоит из повторяющихся элементов). Даже при твердости HRC 36–40 такой клинок невозможно пилить надфилем, который хорошо царапает сталь, закаленную до HRC 54–56. Недостатком булата считается его предрасположенность к оржавлению. Есть сведения, что уже получен нержавеющий булат, однако булат ли это?

В свое время в России были и другие отличные клинковые стали. Например, большой известностью пользовались в Российской империи кинжалы и ножи Егора Самсонова из Тулы. Многие из его изделий включены во все дореволюционные каталоги охотничьих магазинов. Всю технологическую цепочку, начиная от выплавки стали и до термообработки, а также отделки ножей, он производил на дому. Умер Самсонов уже во времена советской власти, не оставив учеников и никому не передав секреты своего мастерства. Говорят, когда он уже был немощен, то обратился к властям с просьбой помочь в ремонте дома, так как у него не было ни сил, ни средств, а за это он обещал рассказать о всех тонкостях выделки своей стали. Но советские органы не откликнулись на предложения умирающего и способ изготовления такой стали был утерян.

В 50–60-х годах на московском заводе «Серп и молот» предпринимались попытки восстановить технологию изготовления самсоновских ножей, однако они закончились безрезультатно.

В наше время в ножевом производстве применяют более ста сортов стали. Среди них есть материалы, обладающие уникальными свойствами, хотя они и довольно дороги. Так, подразделения морских диверсантов США — «Тюлени» вооружены боевыми ножами, которые могут резать стальную сетку, при этом абсолютно не повреждая лезвие. Из керамического материала — диоксида циркония (циркона) делают клинки, а в качестве покрытия стального лезвия используют нитрид титана (золотистого цвета), карбонитрид титана (черного цвета) или их чередование. Иногда лезвия также покрывают алмазо-углердной пленкой. Эти покрытия делают поверхность лезвия чрезвычайно твердой, но все же это, так сказать, экзотика. В основном же современные ножи изготавливают из нержавеющих или — на любителя — углеродистых и легированных сталей.

Клинок дамасского ножа в зависимости от его выделки раз в пять, а порою и в десять, дороже обычного.

Излюбленные марки сталей, используемые зарубежными изготовителями, — 440С, АТС34, 154СМ (по некоторым данным, стали АТС34 и 154СМ различаются содержанием неосновных легирующих элементов — марганца и кремния). Литая сталь D2 появилась лет десять тому назад. Она обладает уникальной микроструктурой (при специальной термообработке), позволяющей выполнить заточку с малым углом при HRC 58–60. Cталь CPMT440V, по составу близкую к булату, получают методом порошковой металлургии . Фирмы гарантируют твердость, но это все же не означает, что лезвия, изготовленные из такой стали, лишены недостатков.

Мой коллега привез из США нож, выпущенный одной из старейших фирм в мире — фирмой Buck. Удостоверяющий качество сертификат гарантировал твердость HRC 60. И действительно, испытав лезвие из стали 450С на приборе Роквелла, мы в этом сами убедились. Нож был заточен до бритвенной остроты (хотя и до этого был достаточно острый) вручную с применением специальной жидкости (чтобы, не дай Боже, не отпустить кромку) при помощи приспособления типа «Лански». Однако на первой же охоте кромка благополучно замялась на обычном еловом сучке.

Более дешевые ножи зарубежные фирмы делают из сталей попроще, на которых стоят обычные клейма 420, 440, 440А или просто указывающие на то, что это нержавейка — INOX, ROSTFREI, SINOXID. Закалены они до HRC 50–54, и по износоустойчивости не лучше обыкновенных столовых ножей, поэтому затачивать кромку под острым углом совсем не обязательно. Как-то мне попался нож производства ГДР, я до сих пор так и не выяснил, из какого материала он был изготовлен. Так вот, при его заточке на круге практически не было искр, только редкие красноватые жидкие ниточки. Заточить его я так и смог, заусенец никак не обламывался, хотя лезвие было весьма твердое.

Среди «советских» сталей взамен прежних, пользующихся особой популярностью у кустарей и производителей ширпотреба углеродистых и легированных сталей типа У7–У8, 65Г, 60С2, ШХ15, 9ХФ, Х6ВФ и т.д. Сейчас довольно распространенной является «нержавеющая» сталь типа 40Х13, 40Х13НВ. Эти конструкционные стали теперь не менее «любимы» в среде умельцев, сотни которых работают на каждом ПТО или заводе-гиганте.

Некоторые термисты-виртуозы в закалке такой стали добились действительно хороших результатов, достигая твердости HRC 56–58 при удовлетворительной упругости. Из аналогичной стали делают и столовые приборы. Изучив данные таблицы, увидим, что ее ближайшим аналогом является сталь 420 (разве что содержание марганца несколько выше). Несмотря на то, что эта сталь называется нержавеющей, в действительности она подвержена коррозии, особенно в агрессивной среде или при низком качестве полировки.

Меньше подвержена коррозии сталь 95Х18, которая содержит 18 % хрома и по составу почти «дотягивает» до 440С (ближе к 440В). Это действительно замечательная сталь и, естественно, более дорогая. Однако добиться получения таких свойств возможно лишь при тщательном соблюдении технологии ковки и термообработки. Сегодня только солидные, хорошо зарекомендовавшие себя фирмы могут обеспечить такие условия термообработки — нагрев в вакуумных печах с высокоточной регулировкой температуры, многочасовый отпуск, криогенную обработку (выдержку при низких температурах для получения особо мелкого зерна). А вот кустари, не соблюдая всех тонкостей техпроцесса, не смогут получить хороших результатов и окажется, что качество ножа из 95Х18 ничуть не лучше, чем сделанного из стали 40Х13 и закаленного мастером-виртуозом. Из этой стали делают некоторую ответственную продукцию заводы России. Упоминается также «диверсионная сталь», из которой, возможно, делали «ножи разведчиков» Советской армии. Мне доводилось видеть подобный нож. Его рукоятка была буквально измочалена от промахов при метании в цель, а лезвие слегка затуплено на острие, да и то лишь потому, что, как говорил хозяин ножа, при промахе он постоянно попадал в бетонный забор. Сталь 65Х13 (аналог шведской 13С26) при хорошей закалке — один из наиболее приемлемых для охотничьего ножа материалов, так как при твердости HRC 54–56 она достаточно упруга и износостойка.

Иногда местные умельцы делают неплохие лезвия даже из простой малоуглеродистой стали, посыпая во время ковки полосу чугунной крошкой. Металлическую полосу проковывают, многократно складывая ее. Углерод, содержащийся в чугуне, диффундируя в соседние участки, превращает их в сталь. Получается что-то наподобие дамаска. Естественно, хорошее лезвие можно получить, лишь имея большой опыт работы и «чутье» металла.

При массовом производстве полосы ножа (лезвия) изготавливают методом горячей штамповки, при кустарном — вырезкой из листового материала или ковкой из прута. Говорят, что кованый клинок крепче, — может быть, но на этапах последующей обработки происходит перекристаллизация детали, и эта дополнительная крепость во многом теряется, в отличии от клепки (оттяжки) в закаленном состоянии, например косы, лопаты, где такая нагартовка значительно улучшает свойства материала. При кустарном производстве заготовку из 95Х18 легко испортить при несоблюдении теплового режима ковки. После термообработки клинка следует окончательная шлифовка, отделка и заточка режущей кромки. Обычно угол схождения фасок на полосе клинка, которые образуют лезвие, меньше угла заточки режущей кромки — так проще обеспечить быструю ее заточку и правку, особенно удобно затачивать лезвие с вогнутым в поперечном сечении профилем. Угол заточки для разного рода работ делают различным. Например, 8–12° — для бритв, 10–15° — для скиннера, 12–20° — для охотничьего разделочного ножа, 20–30° — для работ по дереву (стамеска, топор), 30–45° — для рубки сырых костей, 40–60° — в саблях.

Рубить гвозди, протыкать бочки для бензина (как в рекламных целях делают некоторые фирмы) и даже вскрывать консервные банки без ущерба для лезвия можно только при угле заточки, который соответствует данной «работе» — 55–65°. При рубке лезвий друг о друга победа достанется не тому ножу, который изготовлен из более качественной стали, а тому, у которого больше угол заточки. Достаточно длинное лезвие может иметь несколько участков с различными углами заточки режущей кромки по длине.

Фальшлезвие, в отличии от боевых ножей, не должно быть остро заточено, так как при вскрытии брюшины это только мешает, однако его можно использоваться при рубке, освобождая от этой работы тонкое основное лезвие.

Около пяты часто делают большой угол заточки для выполнения тяжелых работ, или применяют для этого участок с так называемой серрейторной заточкой — волнистой пилообразной заточкой, состоящей из одинаковых или чередующихся более и менее глубоких канавок, которые идут поперек режущей кромки. Вариантов такой заточки множество, к тому же лезвие с такой заточкой весьма эффективно при работе с твердыми частями мышечной ткани, хрящей, сухожилий, веревок (стропорезы парашютистов). Старые финские ножи и ножи, лезвия которых постепенно утоньшаются к острию, имеют переменный угол заточки (плоскость заточки скручена пропеллером с каждой стороны). Некоторые северные народы России традиционно пользуются ножами с односторонней заточкой.

Для отделки современных клинков фирмы-изготовители применяют метод электрополирования и вошедшую в моду тонкую шлифовку металла.

В целях маскировки боевые ножи зачастую тонируют. Охотничий же нож достаточно лишь хорошо отполировать для повышения антикоррозионных свойств металла и меньшего засаливания клинка при разделке трофея.

---------- Post added at 22:05 ---------- Previous post was at 22:00 ----------

Выбор ножа из дамасской стали

До недавнего времени в нашей стране производство, а, главное, цивилизованный сбыт авторского холодного оружия переживали не лучшие времена. Отсутствие свободного доступа к объективной информации на эту тему породило большое количество ложных представлений, мифов и кривотолков. Правду знает МАСТЕР, опытный технолог и практик, но ведь далеко не у всех таковой имеется в списке хороших знакомых! В результате у людей, которые далеки как от самого процесса получения дамаска, так и изготовления ножей из него, складываются свои представления о легендарном материале, зачастую совпадающее с общественным, но не совпадающие с представлениями мастеров-оружейников…

Пониманию такого противоречия помогает анализ источников информации, которой и пользуются люди, желающие купить узорчатый клинок.


1. Различные статьи на ножевую тему в периодических печатных изданиях. Пишут эти материалы либо мастера–оружейники, либо активные пользователи ножей, неравнодушные к данной теме. Среди последних встречаются и профессиональные журналисты. Из российских кузнецов–оружейников интересно и доходчиво пишет, при этом о вещах которые известны немногим, – Леонид Борисович Архангельский, признанный булатных дел Мастер. Он единственный публикует техническую информацию и конкретные приемы получения дамасских клинков. Публикации многих других мастеров часто несут в себе откровенную саморекламу. Наверное, это помогает в личном бизнесе, но, увы, никак не помогает потенциальному покупателю. Изрядно путают читателя публикации иных авторов, содержащие фразы типа «…мастер бросил горсть какого-то порошка», «…секрет этого процесса известен лишь двоим», «опять секрет, опять тайна», «когда-нибудь (читай – никогда) я расскажу об этом…». Изобретаются «новые старые материалы», мол «Есть дамаск, есть булат, а есть хоролудь» и т.п. Журналисты же очень часто пишут статьи по проверенному гонорарами рецепту. Берется несколько буквально вырванных с корнем строк из книги Гуревича или статей Архангельского, приклеивается часть информации из публикаций других мастеров (для «объективности»). Затем добавляются страшилки на тему «закалки в теле молодого раба, а лучше - жирного нубийца». И уж совсем красиво будет, если привести ставшую хрестоматийной «мочу рыжего мальчика»! Так же обязательна ссылка на древних авторов с именами вроде « Аль Буцид Фармахим и им подобным». Такой «булатный винегрет» приправляется мифами и легендами, все обильно заливается пустопорожними фразами собственного сочинения, и вперед - в бухгалтерию за гонораром! Увы, такие материалы не обладают достаточной информативностью и лишь усложняют восприятие темы.

2. «Специалисты из соседнего гаража». Эти с весьма умным видом рассуждают как о способах промывки карбюратора, так и о способах проверки качества дамасского клинка на излом в тисках… Они любят говорить про рубку бетонного забора, строгание рельса или грифа от штанги и прочее. Как правило, чем бредовей мнение такого «спеца», тем авторитетнее оно выглядит. Вот от этого и происходят разговоры с мастером на уровне «Что вы ерунду городите! Мне же старший помощник младшего дворника ассенизаторского обоза при холерных бараках говорил, что дамасский нож делает то-то и то-то…». Число таких «специалистов» огромно, и зачастую им верят с большей охотой (да они и доступней, согласитесь), чем человеку, сделавшему клинок.… Ну, а сопровождаемая презрительным взглядом фраза «Что это тут у вас? Дамаск!? Не может быть, ведь секрет дамасской (булатной) стали давно утерян!» стала просто крылатой.

3. Интернет. Здесь пласты информации просто огромные, но она не всегда достоверна. В сети можно найти достаточное количество как нужных, так и бесполезных, а иногда - попросту ложных сведений. К сожалению, большинство ресурсов по этой тематике размещено на зарубежных сайтах. Для освоения данных, содержащихся там, требуется хорошее знание иностранных языков, причем технических!

4. Общение с мастерами на различного рода выставках - наиболее верный способ получения достоверной информации по интересующим вас вопросам. Хотя, мастера бывают разные, и отношение к вопросам любопытствующих у них разное. Да и настроение тоже….разное.

Итак, после прочтения и осмысления всей кропотливо собранной информации вы твердо решили, что дамасская сталь - это ваш выбор. Где же приобрести и как правильно выбрать качественный нож из узорчатой стали?

Наиболее оптимальным местом приобретения Ножа Вашей Мечты являются регулярно проводимые специализированные выставки «Клинок, традиции и современность» и «Охота и рыболовство на Руси». Причин этому несколько: во-первых, в них участвуют практически все производители ножей, которые стараются представить весь свой ассортимент и интересные новинки. Во-вторых, цены производителей порой существенно отличаются от магазинных. И, в-третьих, многие авторские изделия можно увидеть и приобрести только (!) на выставке, так как изготовлены они в единственном экземпляре. И, наконец, всю информацию об изделии вы узнаете из первых рук, то есть от мастеров его изготовивших.

Далее нужно определиться - из булата или дамаска вам нужен нож? Большая часть этих сталей не обладает достаточной коррозионной стойкостью, и на это нужно обратить внимание при выборе. Однако, учитывая сей факт и веяния моды, в последнее время некоторые производители предлагают «нержавеющий» булат и дамаск.


Булат (а мы сейчас говорим только о высококачественном продукте!) обладает превосходными режущими свойствами и хорошими прочностными характеристиками, но он достаточно дорог, и ассортимент производимых из него ножей не так велик. Дамаск незначительно уступает булату по комплексу свойств, но превосходит последний по декоративности и относительно дешев. Качество дамаска проявляется в процессе использования ножа, но с достаточной точность его можно проверить уже при покупке! На что вам нужно обратить внимание?


1. На то, что сразу бросается в глаза – рисунок
Он должен быть четким, контрастным на всем протяжении клинка (кроме клинков с зонной закалкой). Качество рисунка говорит как о способности производителя правильно протравить клинок, так и о приблизительном составе сталей, входящих в пакет, помогает оценивать визуально качество закалки. Контрастным узор получается в том случае, если содержание углерода в сталях, входящих в состав дамасского пакета различается на 0,4% и более. Желательно, чтобы и другие легирующие элементы в сталях были «разнесены » по качественному или количественному составу. Иногда четкость узора зависит и от закалки клинка: зоны с высокой твердостью, как правило, более контрастны! Размер узоров зависит от количества слоев различных сталей, ведь чем больше слоев, тем мельче рисунок.… Существует мнение, что чем больше слоев получает мастер, тем больше раз металл проковывается и тем сильнее он уплотняется, улучшая свои свойства. На практике, чем большее количество кузнечных сварок произведено, тем сильнее выгорает углерод, и тем выше риск получить пережог металла или «непровар». Нередка в таких случаях и диффузия углерода из участков с высоким содержанием в участки с низким.

2. Наличие или отсутствие непроваров. Непроварами называются участки между слоями сталей, где не произошло их прочного соединения (сварки). Непровар - это брак в работе, портящий внешний вид клинка!
А вот вызывают ли непровары значительное ухудшение прочностных характеристик? Оказывается, далеко не всегда! Поверхностные непровары небольшого размера в виде «пленки» существенно не изменят стойкости клинка на излом. Глубокий или большой внутренний непровар может привести к разрушению клинка при значительных нагрузках, а может ничем себя не проявить, если клинок не будут гнуть дугой соседи по гаражу. Хуже, когда непровар приходится на область режущей кромки, это может негативно сказаться на основной функции ножа – хорошо резать. Более критичны непровары на мозаичных клинках, где они могут стать причиной «выпадения» отдельного фрагмента. Все это было проверено на практике, при экспериментах с клинками, имеющими непровар. Такие клинки отбраковывались, и перед отправкой на свалку «послужили науке» - подверглись критическим деформациям. Лишь в единичных случаях линия излома приходилась на непровар.

3. Для принятия решения вам необходима информация о марках сталей, входящих в состав дамасского клинка и их химическом составе. Применение в дамаске сталей, которые сами по себе не обеспечивают хороших эксплуатационных свойств, с «бедным» хим. составом, ничем не оправдано, а такой клинок будет чисто декоративным. Зато эти стали хорошо свариваются в горне и не критичны к термообработке. Противоположный случай, - когда изготовители берут стали практически не сваривающиеся в горне или крайне капризные в термообработке. А в результате получают непровары, непрочный сварной шов или плохие режущие свойства… Неплохо было бы пообщаться непосредственно с мастером, изготовившим клинок, так как продавцы зачастую не разбираются в ножах вообще или твердят, как по цитатнику, заученные фразы (некий рекламный ролик).

4. Но все положительные свойства узорчатой стали могут быть сведены на нет неправильной геометрией клинка.
Если сталь по каким-то причинам получилась хрупкой, то производитель зачастую идет на увеличение прочности путем утолщения как тела клинка, так и режущей кромки. Такой клинок будет иметь большой угол заточки и плохой рез, а качество стали в данном случае второстепенно. Большую роль играет и ширина сходов (спусков) клинка - чем они уже, тем меньше будет проникающая способность при резе (это более характерно для клинков с большой толщиной). То есть, желательно, чтобы ребро заточки проходило выше осевой линии клинка.

5. Стоит обратить внимание и на качество заточки, определить, насколько нож острый.
Этот факт ярко свидетельствует об отношении производителя как к своему делу, так и к покупателю. Режущая кромка должна быть заточена под определенным углом, одинаковым на всем ее протяжении. Иногда можно встретить заточку режущей кромки «ступеньками», когда каждый проход абразивом выполнялся под разным углом, то ли руки у слесаря дрожали, то ли росли из непривычного места.


6. Необходима (даже обязательна) информация о том, каков у клинка хвостовик, цельнокованый или приваренный, и какова его ширина в месте перехода в тело клинка?
В месте приварки хвостовика к клинку часто возникают значительные напряжения, что приводит к разрушению соединения, порой даже от перетяжки торцевой гайки, крепящей рукоять.
Проверить режущие способности ножа можно по методикам, которые хорошо описаны в недавно вышедшей книге Александра Марьянко «В помощь выбирающему нож».

Помните, что правильно выбрав Авторский Нож из узорчатой стали, вы приобретаете, по сути, сразу несколько вещей! Отныне у вас есть надежный и качественный инструмент, заветный предмет коллекционирования, объект разумного вложения денег, верный защитник и… произведение искусства, в котором живет частица души Мастера! А потому, не ошибитесь с выбором. Ваш будущий Нож ждет Вас!

источник1

источник2
Миниатюры
1.jpg   2.jpg   3.jpg   4.jpg   5.jpg   6.jpg   7.jpg   8.jpg   9.jpg   10.jpg  

11.jpg   12.jpg   13.jpg  
__________________

Для просмотра ссылок или изображений в подписях, у Вас должно быть не менее 0 сообщение(ий). Сейчас у Вас 0 сообщение(ий).

Последний раз редактировалось Вера Сагалович; 18.07.2011 в 23:08.
Вера Сагалович вне форума  
Цитировать
Старый 06.06.2011, 22:43   #2
По умолчанию Re: Булатная, дамасская сталь.

Баланс практических и эстетических свойств современной дамасской стали. Теория


Многие упрекают дамасскую сталь в том, что она красива, но бесполезна, а то и вовсе и бесполезна, да и красотой не блещет. Многие упрекают кузнецов дамаска в напрасной трате времени и сил. Конечный продукт длинной цепи перегибаний, сложений, кузнечных сварок, пролитого пота, стертых об рукоять молота ладоней ни чем не отличается от заводского проката. Многие считают, что ежедневные, ежечасные и ежеминутные размышления о предмете своего творчества кузнецами — дамаска есть не что иное, как стремление выгоднее преподнести в словесной форме пустое содержание. Позволю себе не согласится с подобными заявлениями.

Действительно, на рубеже ХХ-ХХI веков в связи с определенными послаблениями в законодательной базе, а так же с новизной и флером романтики, окружающими в глазах обывателя «дамасскую сталь» наблюдался необычайный подъем потребительского спроса и производства этого старинного и ставшего вновь современным материала. С витрин специализированных магазинов «на ура» сметалось все, что имело хотя бы намек на муар. Количество фирм и отдельных производителей исчислялось сотнями, если не тысячами. Мода, шагнувшая из столиц и региональных центров, браво маршировала во все уголки нашей необъятной родины. Только ленивый не имел у себя дома изделие, или же сам не ковал дамасскую сталь.



Пример мелкой структуры мозаичного дамасского узора. В какой то мере имитирует булат и является размышлением на тему волокнистого дамасска. Слои переплетаются в разных плоскостях, придавая клинку резучесть и упругость. Это пример рисунка, сделанного «против мыслей человека», то есть сразу непонятно, как он получается. Нетривиальность графики узора придает дополнительный интерес клинку помимо рабочих свойств.

И вот маятник, «... качнувшись вправо, качнулся влево». Стали раздаваться возгласы, дескать, «Ерунда этот ваш дамаск, ничем он не лучше, чем железо и сталь, из которых он выкован». Многие, ранее расточавшие свою любовь к дамаску и рассыпавшиеся в изъявлениях почтения и восхищения к нему, отвернулись от него.

Давайте вместе попробуем на отдельном примере поговорить о практических свойствах и возможностях дамасской стали.

Прежде всего, следует отметить с самого начала, что качественный, рабочий продукт, как и в любом другом деле, может получиться только при скрупулезной и тщательной проработке каждого шага и этапа изготовления клинка.

Махнули рукой на марку стали, запихнули кучу арматуры, — что получится? Не айс. Варили, как попало, с перегревами и непроварами? Что получится? Не айс. Калили небрежно, перекалили или недокалили, — плохо. Точили из бруска, «подожгли» металл лезвия из за торопливости? Будущий владелец спасибо не скажет.

Я уж не говорю про дизайн изделия и эргономику. Из многого и многого складывается качество вещи, ее удобство, долговечность, красота. Как же выбрать среди огромного разнообразия представляемых в магазинах клинков и ножей более — менее качественный продукт? Позволю себе остановиться на некоторых ключевых моментах изготовления рабочего лезвия, зная которые, покупатель сможет грамотно задать вопросы, составить более полное мнение о предмете своей будущей покупки.



Пример клинка , в котором лезвие выполнено из дамасска с мелким рисунком, а тело из среднекрупного дамасска. Иллюстрирует описанную выше схему. Помимо резучего лезвия и относительно упругого тела, имеем интересную графическую композицую, радующую глаз ценителя во время привала на охоте или в домашнем кабинете.

Работа над клинком складывается из нескольких этапов. Хочу выделить базовые ступени, наличие которых крайне желательно, а то и обязательно, если клинок претендует на звание «рабочего».

Шаг первый

Правильный выбор исходных компонентов. Например, для металла лезвия мы возьмем и смешаем в определенной пропорции стали ХВГ, У8А, 65Г, а для стали тела клинка возьмем ХВГ, 5ХНМ, 65Г и СТ35ГС. Что получится? Сталь лезвия будет иметь около 1%С и легирующие компоненты, способствующие принятию закалки и получению мелкой структуры зерна. Сталь тела с меньшим содержанием углерода, с более контрастным рисунком благодаря присутствию никеля воспримет закалку более мягко, тело клинка будет более упруго принимать нагрузки на изгиб. Металлы надо выбирать таким образом, чтобы иметь некоторый запас углерода на угар, который всегда происходит вследствие кузнечно-горновой сварки металла.

Шаг второй

Правильная подготовка и последующая ковка исходных компонентов. Что я имею в виду под словом подготовка? Планирование системы ковки и количества сложений для металла лезвия и металла тела клинка. Металл лезвия мы запланируем, взяв за основу ,к примеру, «шахматный» мозаичный рисунок и сложим его большое количество раз, что позволит добиться мелкой равномерной структуры будущего лезвия клинка. Для металла тела клинка мы изберем схему укладки металла «паркетом», с меньшим количеством сложений, рисунок получится более крупный, контрастный и упругий. Добавив сюда разные способы смешения для металлов лезвия и тела при промежуточных ковках, что придаст им необходимые свойства в каждом отдельном случае. Следует добавить, что в зависимости от задач, схема укладки может меняться.

Шаг третий

Правильная кузнечная сварка на всех этапах. Для сварки я использую мелкий кварцевый песок. Можно применять также буру. В качестве топлива для горна можно использовать литейный кокс, уголь марок ССПК, или древесный уголь. Можно использовать горны на природном газе или пропане — бутане. В каждом отдельном случае надо руководствоваться здравым смыслом при выборе топлива, так как нет резона заказывать древесный уголь из столицы, живя в Магадане. Опытный кузнец в зависимости от качества и вида топлива корректирует состав металла, количество перегибаний, добиваясь в любом случае удовлетворительного результата. Ведение кузнечно-горновой сварки без пережогов металла, без непроваров, является необходимым условием получения чистого качественного металла для последующей сборки клинка.



Фрагмент предыдущего клинка, позволяет подробно рассмотреть узор.

Шаг четвертый

Правильная сборка тела клинка перед финальной ковкой. Например, если взять 90 % стали лезвия и добавить 10 % стали тела клинка, то клинок получится излишне хрупким. Сделав наоборот, мы получим мягкий клинок, с крошечным лезвием. В зависимости от способа последующей обработки можно выбрать одну из нескольких схем сборки клинка. Это может быть схема «сан — май », или трехслойная сборка, предполагающая твердой углеродистой выходящей на лезвие прослойки, находящейся между относительно мягких боковых щечек клинка. Это может быть торцевая или боковая наварка лезвия на тело клинка. Можно отковать и торсировать «косички», крайняя из которых более твердая по составу становиться лезвием.

Пятый шаг

Правильная кузнечная сварка и последующая ковка клинка на последнем этапе, сборка воедино тела, и лезвия, здесь, если случится ошибка, исправить будет уже ничего нельзя, придется перековывать.

Шестой шаг

Грубая шлифовка и термические процедуры: (закалка отпуск). На этом этапе перед калкой проверяем наличие непроваров, если они есть, но неглубокие, можно попробовать выточить их, если они фатальные, — клинок бракуется. (Да да, именно так, как ни высокопарно это звучит). Несколько слов о твердости клинка. Увлечение запредельными, уходящими за 60 единиц показателями Роквелла в стандартном, рабочем ноже на мой взгляд является излишеством. Такие клинки зачастую бывают излишне хрупки, лезвие может выкрашиваться на морозе, при попадании на животную кость, например, при разделке туши. Заточить их без специальных приспособлений обычным оселком бывает сложно, особенно в экстремальных условиях дикой природы. Народы крайнего севера по этой причине зачастую вообще не калят свои ножи, но придают лезвию жесткость нагартовыванием на холодную. Не предлагаю следовать их примеру, но твердость 58 единиц для обычного, рабочего клинка, считаю оптимальной.



Фрагмент клинка, выполненного из равномерно мелкого дамасска. Подобная мелкость модуля является желаемой в рабочем изделии, (ко-мокумэ)

Следующий шаг

Далее после закалки и отпуска, поковка поступает в обточку, чтобы превратится в клинок. Эту операцию обычно делает не кузнец, а специальный мастер, обточник, от его квалификации очень многое зависит. Легко «поджечь», отпустить тонкую полоску стали составляющую самый край лезвия.

Восьмой этап

Когда клинок приобрел свою окончательную форму и вид, необходимо его протравить, то есть выявить муар дамасской стали, который он в себе скрывает. Кто-то подумает, " Что здесь сложного? Бросил в кислоту, да и дело с концом!" Скажу так: делать это надо с душой. Сколько приходилось видеть неплохого рисунка клинков, испорченных бездарным травлением. Черные, заскорузлые, с оттенком ржавчины, ужасным, рваным, перетравленным дамасском, или наоборот, что то еле виднеется, не поймешь что.

Хоть грамотно протравленный рисунок и отражает более эстетическую сторону дела, но и он может рассказать о плотности и структуре металла, а значит и о его предполагаемых свойствах. Мелкий, плотный, «упругий» узор , предполагает резучесть и эластичность самого лезвия. Красивый , сделанный с душой рисунок дамаска в рабочем ноже — вовсе не излишество, он является показателем общего мастерства мастера, его отношения к своей работе. Красивый рисунок радует сердце владельца, придает его мыслям возвышенность, настраивает на философский лад.





Образцы мелкого рисунка «под булат» и торцевая мозаика «сеточка» . Рисунок не выглядит слишком тривиально, не надоест быстро своему владельцу.

Девятый этап — сборка ножа. Наличие щелей, люфтов, общая неопрятность сборки, если они присутствуют, говорят сами за себя . Таких вещей следует сторонится.

Наконец, на десятой позиции стоит финальная заточка ножа. Сложно переоценить важность этой процедуры. От мастерства человека, который точит, зависит как долго и легко нож будет выполнять свою работу в руках владельца.

Вот и все основные моменты, на которых хотелось заострить внимание владельца будущего ножа. Напоследок, я хочу рассмотреть способ, привести иллюстративный материал, при котором максимально присутствует ручная ковка клинка на финальных этапах обработки. То есть клинок из полосы дамаска отковывается полностью вручную, без применения пневматического молота. Раньше я скептически относился к ручной ковке, но постепенно на опыте убедился, что только молотком-ручником на наковальне можно выковать форму, максимально приближенную к форме будущего изделия. Ковка измельчает зерно, уплотняет структуру металла, делает нож менее «ломким» и более «резучим».



Искуственный «хамон» сделанный при помощи наварки на мозаичную дамасскую основу лезвия из стали у-10. Не является имитацией традиционной японской линии заколки, но вариацией на тему «Японии».

Присовокупив сюда поэтическую составляющую, можно сказать, что при ручной ковке мастер полнее передает металлу свой замысел, нежели при плющении под бойками молота.

В данной статье цель моя была не только рассказать, какие этапы есть основные в ножеделии, и на что следует обращать внимание будущему владельцу, — имел искреннее желание привить зрителю любовь к этому благодатному материалу, рассказать, что процесс «делания» дамаска — не просто физическое долбление молотком, «куячение» как у нас это обычно преподносится, а это процесс почти алхимический, требующий внутренней отдачи и любви к материалу.

Понять, что чем больше старания вложено в вещь, тем больше и возвращается обратно. Это не уход в область метафизики, не «камлание с шаманским бубном», а самая настоящая реальность. Не стоит удивляться, что «дамаск — фигня», если и делался он абы как.

Дать возможность зрителю почувствовать эту любовь, — и была моя главная задача, в этой публикации.


ИСТОЧНИК
__________________

Для просмотра ссылок или изображений в подписях, у Вас должно быть не менее 0 сообщение(ий). Сейчас у Вас 0 сообщение(ий).

Последний раз редактировалось Вера Сагалович; 18.07.2011 в 23:08.
Вера Сагалович вне форума  
Цитировать
Старый 06.06.2011, 23:14   #3
По умолчанию Re: Булатная, дамасская сталь.

Булатная революция



В 2010 году на российском рынке клинковых изделий произошла революция. Любителям оружия предлагается широкий ассортимент того самого легендарного материала, секрет которого еще совсем недавно считался загадкой истории, а владеющие этой тайной причислялись к корифеям.

Теперь можно приобрести булатную сталь в любом варианте — «вутц», «литой булат», «булат Аносова», «русский булат», «настоящий булат», «нержавеющий булат», «легированный булат», «сварочный булат», наконец, — «булат Ж».



А лет всего десять назад «гвоздем программы» была дамасская сталь. Маститые оружейники на фестивалях кузнецов обучали молодых искусству узорчатого дамаска. Технология получения кованой или сварочной дамасской стали не содержала никаких секретов, она была известна издавна, использовалась на протяжении сотен лет и на Востоке, и на Западе. В России после долгого забвения стояла задача возрождения этого искусства. Учителя говорили: надо взять несколько полос металла с различным содержанием углерода, сложить их в стопку, нагреть, посыпать флюсом, ковать или сваривать ударами молота этот многослойный пакет, оттягивать, сгибать и снова проковывать множество раз, получая слоистую структуру металла и, соответственно, поверхностный узор.

ЛЕГЕНДАРНЫЕ СТАЛИ

Высококачественную сталь для изготовления холодного оружия в разные времена и в разных странах называли по-разному. Принятый в России термин «булат» («булатная сталь») произошел от иранского слова «пулад» (по-арабски «фулад»), которое обозначает просто литую сталь. Несмотря на то что слово иранское, сама эта сталь пришла на Ближний Восток из Индии.

Другой вид очень популярной сегодня стали, носящий название «дамаск», по-видимому, отражает внешний вид поверхности клинков. Ее название происходит также от арабского слова «дамаст» — «волнистый, струйчатый». Не исключено, что со временем сварочную узорчатую сталь стали называть дамасской из-за сходства рисунка поверхности восточных клинков с узорами тканей, производимых в Дамаске. А может быть, просто в Европу клинки попадали из города Дамаска.

Учителя не уставали повторять, что при всей известности и кажущейся простоте технологических операций получить по-настоящему качественную дамасскую сталь, обладающую хорошими свойствами, может далеко не каждый; требуются долгие годы труда, профессиональная честность и талант.



Технологические стадии получения дамасских клинков. фото: Вениамина Ольшанского



Одним из первых учителей был В.И. Басов, которого заслуженно называют «патриархом кузнечных мастеров». Сохранилась видеопленка 2000 года, где этот уже немолодой человек завораживающе танцует вокруг горна и наковальни и неподражаемо красиво творит кузнечное искусство.





Булатные заготовки под лупой. фото: Вениамина Ольшанского

Со временем дамасская сталь покорила всех. Благодаря дамаску множество российских мастеров приобщились к кузнечному делу. Они вручную изготовили огромное разнообразие авторского дамаска и, на мой взгляд, достигли главной цели — раскрыли безграничные декоративные возможности этого узорчатого материала. Узор дамаска стал визитной карточкой нашего художественного оружия.

С механическими достоинствами дамасской стали дела обстоят несколько сложнее. Далеко не каждый образец стали с узором имеет высокие эксплуатационные свойства. Оказалось, что далеко не всем кузнецам по плечу эта сложная задача. Некоторые из мастеров пошли по пути широкого использования современных возможностей, и в итоге мы имеем промышленный дамаск, произведенный на московском заводе «Серп и Молот» или закуплен в Швеции под маркой «Дамастил».

Несмотря на эти достижения, от потребителей все чаще слышишь вопрос, где приобрести нож с клинком из качественной стали? Тем более Златоустовский металлургический завод разработал новую марку стали — «Златоустовская ножевая специальная» — и представил ее на выставке «Металл-Экспо 2007».



Булатная сабля иранской работы. Накладки на рукояти из рога буйвола



Перенасыщенность ножевого рынка разными дамасками привела к некоторой девальвации, и кузнецы преподнесли покупателям новый подарок — клинки булатной стали. Сегодня наиболее актуальными являются слова великого русского ученого, профессора Д.К. Чернова «... самая лучшая сталь, которая когда-либо выплавлялась в любой из стран, есть без сомнения булат».



Впрочем, вопрос о том, в чем разница между булатом и дамаском, остается одним из самых популярных. Оба этих понятия относятся к металлам, которые имеют сходство, — своеобразный, видимый невооруженным глазом узор после протравливания поверхности изделия какой-либо слабой кислотой, а иногда он появляется и непосредственно после полировки. Он состоит из светлых полос на более темном фоне. Появление этого узора объясняется структурной неоднородностью металла, в котором участки с разным содержанием углерода травятся и полируются по-разному. С точки зрения современной науки узорчатые стали объединены в особый класс композиционных материалов.

ВОЗМОЖНОСТИ БЕЗГРАНИЧНЫ

Дамаск по сути дела сварная композиция из двух или более сортов стали. Это сложная конструкция из материалов, имеющих различные механические и химические свойства. Кроме полезного комплекса свойств дамасские изделия имеют почти безграничные декоративные возможности. Многие работы российских кузнецов-художников это блестяще доказывают. Кабинетный нож «Перо» из дамасской стали — авторская работа кузнеца Владимира Петрика.

Но узорчатые сварочный дамаск и литой булат это разные вещи. На наш взгляд, наиболее приемлемым и строгим определением булата должно быть следующее: «Булат — это полученная особым способом высокоуглеродистая сталь без существенных содержаний примесей, обладающая структурой с ярко выраженной макро-и микронеоднородностью, проявляющейся на поверхности металла в виде узора. Структура булата после специальной ковки и термомеханической обработки обеспечивает высокие механические свойства, сочетающие твердость, вязкость, прочность и упругость. Булат — слоистый материал, чередование мягких и твердых участков на лезвии клинка превращает его в микропилу и обеспечивает самозатачиваемость. Назначение булатной стали — это клинок». И, наверное, это все, с чем согласятся многие. А дальше — одни вопросы, вокруг которых за многие века родилось бесчисленное количество мифов и легенд, пытающихся рассказать, как в булате совмещается несовместимое — высокая твердость и способность к большим упругим деформациям, и с чем связаны его необыкновенные режущие свойства.



Булатная сабля турецкой работы. Накладки на рукояти из рожек жирафа



Наиболее полно исследовал литую сталь выдающийся русский металлург Павел Петрович Аносов (1797–1851). В 1830-х годах на Златоустовском оружейном заводе он получил методом тигельной плавки «русский булат», который не уступал по качеству лучшим сортам индийского вутца. Труд П.П. Аносова «О булате», опубликованный в 1841г., представляет собой наиболее полную работу, обобщающую результаты огромного количества научных экспериментов и практических опытов по изготовлению булата. На этот труд до настоящего времени опираются все серьезные научные исследования в этой области.

Научное наследие П.П. Аносова достаточно полно изучено. Обратим внимание на два аспекта его деятельности, которые, как нам кажется, особенно актуальны в наши дни. Первое. П.П. Аносов начал с изучения сохранившихся исторических образцов булатного оружия. Так, ученый исследовал великолепную коллекцию восточного булатного оружия из коллекции графа В.А. Перовского (один из побочных детей графа Алексея Разумовского) и имел подробное исследование состава и свойств древнего металла. Это был тот отправной «образцовый» материал, который необходим для научного поиска. К сожалению, многие из современных мастеров, обратившихся к теме булата, никогда не видели и не держали в руках ни одного образца исторического булата, а тем более булата Аносова. С другой стороны, эти образцы, хранящиеся в современных музейных и частных коллекциях, практически не подвергались специальным металлографическим исследованиям, т.к. известные в настоящее время методы подобного исследования могут нанести урон сохранности этим ценнейшим историческим памятникам.



В некоторых случаях рисунок дамаска и булата может быть очень близким. Однако происхождение и свойства их значительно различаются

В результате исходный, «образцовый» материал не изучен, и до настоящего времени нет необходимой обобщающей статистики по структуре и химическому составу исторического булата. Мы не имеем ГОСТа на «булат» или, точнее, стандартизации комплекса качеств при отработанной технологии. Второе. П.П. Аносов подчеркнул, что узорчатая поверхность булатного клинка является показателем качества кристаллической структуры металла. Чем сложнее и причудливее узор, тем высше качество металла, а следовательно, и качество клинка. Он предложил классификацию разных сортов булата, основанную на их узоре: полосатый, струистый, волнистый, сетчатый, коленчатый. Этот эффект используют некоторые современные мастера «булатных дел». Один из вариантов — проковывается нержавеющая сталь, затем протравливается и получается имитация булатного узора. Другой вариант — переплавляется по булатной технологии легированная сталь, и также получается узор якобы «настоящего булата». В этом случае горе-мастера забывают, что один из выводов П.П. Аносова после проведения 185 экспериментальных плавок с легирующими добавками заключался в том, что булат есть максимально чистый, без существенных примесей сплав железа с углеродом, и ничем более. Когда современные мастера, используя элементы булатной технологии, стремятся воспроизвести внешнее сходство с булатной сталью, налицо подмена исторического термина «булат», что, несомненно, происходит в угоду коммерции. Думается, было бы правильнее и честнее оставить термин «булат» для истории, а современные экспериментальные работы мастеров называть по-иному.







Булатные клинки. Фото: Вениамина Ольшанского

2011 год покажет, как будут развиваться события на ножевом рынке. Но, думается, феномен удивительной булатной стали не оставит никого равнодушным. Ведь слова П.П. Аносова о возможностях клинков из «русского булата» звучат песней: «шпажный клинок из хорошего булата, правильно выточенный и соответственно закаленный... не может быть при гнутье ни сломан, ни согнут до такой степени, чтобы потерять упругость; при обыкновенном гнутье он выскакивает и сохраняет прежний вид, при усиленном (будучи загнут под прямым углом) не сломается и, будучи выпрямлен, не потеряет прежней упругости. При этой связи в частях булатный клинок может быть тверже всякого другого, приготовленного из стали. Это и есть без сомнения предел совершенства в упругости, которая в стали не встречается».


ИСТОЧНИК
__________________

Для просмотра ссылок или изображений в подписях, у Вас должно быть не менее 0 сообщение(ий). Сейчас у Вас 0 сообщение(ий).

Последний раз редактировалось Вера Сагалович; 18.07.2011 в 23:09.
Вера Сагалович вне форума  
Цитировать
Ответить


Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
 
Опции темы

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.
Trackbacks are Вкл.
Pingbacks are Вкл.
Refbacks are Выкл.



Текущее время: 07:59. Часовой пояс GMT +3.

Обратная связь - remesla.by - ремесла, ручная работа, хобби, увлечения - это наша жизнь - Архив - Условия использования - Вверх

Powered by vBulletin® Version 1.x.x
Support by SeeRay and DiDiO
Copyright ©2000 - 2019, vBulletin Solutions, Inc. Перевод:
zCarot
Все права защищены. Копирование любого материала с данного форума без разрешения администрации запрещено!