О металлах....

  Информационный центр
Последние важные новости
 
Всем! Всем! Всем! Сделали возможность вставлять изображения из альбомов и вложений. Снизу, под окошком с сообщением (в расширенном режиме сбоку, под смайликами), соответствующие кнопки.
Ссылка и кнопка

ПОЛУЧИТЕ ЗАКАЗ
на выполнение изделий ручной работы


ИНФОРМАЦИЯ: Нажав такую кнопку, вы перейдете в тему, где мы постоянно выкладываем заказы для мастеров.
 
 
 


[Определение часового пояса]
Быстрая регистрация
Имя:
Адрес электронной почты: Вы согласны с правилами форума?  
Отделение людей от роботов

Подтверждение изображения
Пожалуйста, введите шесть букв и/или цифр, которые изображены на картинке.


Ответить
 
Bookmark and Share Опции темы
Старый 06.06.2011, 22:50   #1
По умолчанию О металлах....

Железо — металл войны, труда, искусства

Железо – один из наиболее распространенных элементов: земная кора содержит около 5% железа. Однако лишь сороковая часть этих запасов сконцентрирована в виде месторождений, пригодных для разработки. Основные рудные минералы железа – магнетит, гематит, бурый железняк и сидерит. Само слово «железо» произошло, как полагают одни ученые, от санскритского «джальжа» — металл, руда. Другие считают, что в основе русского названия лежит другой санскритский корень – «жель», означающий «блестеть», «пылать».

МЕТЕОРИТНОЕ ЖЕЛЕЗО
Первое железо, попавшее в руки человека, было не земного, а космического происхождения: железо входило в состав метеоритов, падающих на Землю. Поэтому шумеры называли его "небесной медью", а древние копты – "небесным камнем". В эпоху первых династий Ур в Месопотамии железо именовали ан-бар (небесное железо). Египтяне всегда изображали железные предметы синими – цвета неба. В папирусе Эберса (ранее 1500 г. до н. э.) о нем говорится как о металле небесного изготовления. Самый крупный железный метеорит был найден в 1920 г. в юго-западной части Африки. Это метеорит "Гоба", весящий 60 т. О том, что древние люди пользовались вначале именно железом метеоритного происхождения, свидетельствуют распространенные у некоторых народов мифы о богах, сбросивших с неба железные предметы и орудия, – плуги, топоры. Метеоритное железо подвергается ковке в холодном состоянии, поэтому люди начали изготавливать из него простейшие орудия. Метеоритное железо обрабатывали так же, как и медь. При холодной ковке оно приобретает нужную форму и одновременно становится прочнее и тверже, а отжиг в огне снова делает кованый металл мягким.

«СЫРОДУТНОЕ» ЖЕЛЕЗО
Несмотря на повсеместное использование железа на земле после бронзового века, способ получения его непосредственно из руды не менялся на протяжении 3000 лет, до тех пор, пока в Европе в XIII в. не изобрели доменную печь. Способ этот назывался «сыродутным», так как «сырую» болотную или луговую руду закладывали в обмазанную глиной яму вместе с древесным углем, а затем через отверстие в нижней части ямы дули ручными, а позднее механическими мехами. В результате этого, окись железа превращалась в металл, а пустая порода стекала вниз, а на самом дне печи скапливались зерна железа, которые, слипаясь, образовывали «крицу», то есть рыхлую губчатую массу, пропитанную шлаками. Раскаленную добела крицу вынимали, быстро проковывали, отжимая из нее шлак, и сваривали в монолитный кусок железа лепешкообразной формы. Само по себе кричное железо являлось сплавом с углеродом, процентное содержание которого не превышало сотых долей. В наше время название железоуглеродистого сплава зависит от пропорций углерода к металлу: если в железе до 2 % углерода, то оно называется сталью. Стоит отметить, что если углерода меньше 0,25 %, то сплав носит название мягкой стали (малоуглеродистой), а по старой терминологии именно она называлась железом. Когда углерода более 2 %, то железный сплав называют чугуном.

ЗАГАДКА ДРЕВНЕЙ КОЛОННЫ
В Дели стоит знаменитая Кутубская колонна весом около 6,5 т, ее высота 7,5 м, диаметр 42 см у основания и до 30 см у верха. Изготовлена она почти из чистого железа (99,72%), чем и объясняется ее долголетие. До сих пор на ней не обнаружено ржавчины. Колонна была воздвигнута в 415 г. в честь царя Чандрагупты II. По народному поверью, у того, кто прислонится к колонне спиной и сведет за ней руки, исполнится заветное желание.

Как же смогли древние металлурги изготовить эту чудную колонну, перед которой бессильно время? Древняя Индия издавна славилась искусством своих металлургов. О выплавке железа в Индии говорится в Ригведах – священных книгах, относящихся примерно к XIII-XII вв. до н. э. Таким образом, ко времени создания колонны металлургия Индии имела, по крайней мере, полуторатысячелетнюю историю, и железо уже стало применяться для изготовления плугов. По вопросу о способе изготовления замечательной колонны до сих пор нет единого мнения. Некоторые авторы считают, что колонна изготовлена методом сварки отдельных криц массой по 36 кг и последующей их ковкой. По мнению других специалистов, древние металлурги для получения чистого железа растирали губку сварочного железа в порошок и просеивали его. А потом полученный чистый порошок железа нагревали до красного каления и под ударами молота его частицы слипались в одно целое – сейчас это называется методом порошковой металлургии.


НЕПРЕВЗОЙДЕННЫЙ В ЛИТЬЕ
При доменном процессе получаются три вида чугуна:
литейный (серый);
передельный (белый);
специальный чугун (ферросплавы).

Литье из серого литейного чугуна хорошо работает на сжатие, в два раза слабее на изгиб и в три-четыре раза хуже на растяжение, – эти свойства необходимо учитывать при проектировании художественных изделий, предназначенных под отливку. Серый чугун, благодаря своей высокой коррозийной стойкости, чрезвычайно широко применяется в изготовлении изделий экстерьерного характера: парковых декоративных скульптур, ваз и фонтанов, садовых оград, ворот, надгробных плит и решеток. А долговечность и прочность на истирание делают его незаменимым материалом для ступеней и ограждений лестниц. Наконец, исключительно высокие литейные свойства позволяют отливать тончайшие ажурные предметы с красивым черно-коричневым цветом. Превосходно получаются из чугуна и мелкие бытовые предметы: пепельницы, дверные ручки, туалетные принадлежности и даже цепочки для часов.

ВО КУЗНИЦЕ …
Сталь – самый распространенный сплав из «семейства» железоуглеродистых. С глубокой древности кузнецы научились получать из железной руды не только мягкое железо, но и высокоуглеродистую сталь. В Древней Руси, например, она вместе с железом шла на изготовление сложноузорчатых сварных клинков мечей, кинжалов и ножей. Технология производства данных видов изделий была невероятно сложной и трудоемкой. Не случайно древнерусские кузнецы почитались как особое привилегированное сословие. А в раннюю языческую эпоху их считали самыми могучими, мудрыми и незаменимыми людьми, ибо сам бог грома и молнии Перун был их покровителем и советчиком. В древнерусских письменных источниках сталь именуют специальными терминами: «Оцел», «Харолуг» и «Уклад». Говоря о железе и стали, невозможно не упомянуть об еще раз об Индии. Из записей одного арабского географа XII в. можно узнать, что в то время Индия славилась производством железа и стали. Оказывается, сталь эта служила непосредственным сырьем для получения из нее тех сортов булата, которые впоследствии использовали кузнецы Персии, Сирии, и Египта при изготовлении клинков мечей и сабель. И получается, что родиной дамасской стали являлся отнюдь не Дамаск, а Индия.

МЕТАЛЛ ДРАГОЦЕННЕЕ ЗОЛОТА
На Ближнем Востоке и в Китае железо было известно уже за 2400 лет до н. э., а в Египте еще раньше.
В Центральной Европе ранний железный век приходится примерно на 1000-450 гг до н. э. Эту эпоху называют гольштаттской по названию города в Австрии, в окрестностях которого археологи нашли много железных предметов.

Одними из первых железо из руды стали получать халибры – легендарный народ, живший в Закавказье около 1500 г. до н. э. В сыродутных горнах железную руду восстанавливали древесным углем и получали ковкое, так называемое кричное железо. В древности у некоторых народов железо ценилось дороже золота. Лишь представители знати могли украшать себя изделиями из железа, причем нередко в золотой оправе. В Древнем Риме из железа изготавливали даже обручальные кольца. Дошедшие до нас документы рассказывают, что один из египетских фараонов обратился к царю хеттов с просьбой прислать ему железо в обмен на любое количество золота. В египетских гробницах, наряду с другими ценностями, было найдено ожерелье, в котором железные бусы чередовались с золотыми.

РАЗНОЦВЕТНЫЙ МЕТАЛЛ С УЗОРОМ
Нет ничего необычного в том, что любой из известных нам металлов, подвергаясь какой-либо обработке, может менять цвет. «Палитра» того или иного металла зависит и от степени нагрева, и от самой обработки, и от химических свойств. Но невозможно представить голубое золото или красное серебро. Напротив, железо, а соответственно сталь и чугун во всех своих «ипостасях», имеет несравнимую ни с каким другим металлом цветовую растяжку. В холодном состоянии оно может быть серым, черным, почти белым, голубым, и синим, золотистым и красноватым. Более того, железо является единственным металлом, который может сам себя украшать декоративным орнаментом, проступающим как бы изнутри. Варианты этого фактурного орнамента бесконечны, и их нельзя причислить ни к одному из общеизвестных, так как этот рисунок рождается самим металлом.



75 веков серебра


"Персидский царь, отправляясь на войну, всегда брал запасы пищи, тщательно приготовленной дома, и скота. Так же брал он воду из реки, что течет через Сузы, для питья, так как только она была царю по вкусу. Всегда, когда он путешествовал, его сопровождало несколько повозок, запряженных мулами, на которых перевозили воду, уже прокипяченную для питья и разлитую в серебряные фляги".


История использования серебра насчитывает тысячелетия, хотя оно стало известно значительно позднее золота. За это время в мире накопилось множество изделий из серебра: столовой утвари, посуды, ювелирных украшений и произведений искусства. Древнейшие серебряные изделия обнаружены в Иране – это пуговицы, датированные 4800—4500 гг. до н.э., в Анатолии найдено кольцо, сделанное в конце пятого тысячелетия до н.э... На троне Тутанхамона и на полозьях его ларца и ковчегов сохранились фрагменты серебряной фольги.

Значительную часть серебра получали из свинцовых руд, в основном из галенита. Купеляция, процесс извлечения серебра и золота из свинца, известна уже шесть тысяч лет. Этот способ описал Плиний Старший: в специальном пористом тигле свинец окислялся нагнетанием воздуха на поверхность расплава, в результате чего он абсорбировался стенками тигля, а серебро оставалось. Страбон, ссылаясь на Полибия, пишет о серебряных рудниках Нового Карфагена, где трудилось 40000 рабочих. Руду, содержащую серебро, дробили, и в воде пропускали через сита. Операция повторялась, и только пятый осадок плавили, получая чистое серебро.

Этимология

В целом, ученые договорились между собой о том, как в разных языках появились слова, обозначающие серебро. Древнеегипетское название серебра "хад" (had или hat) означает "белое". В древнем Уре серебро называлось ку-баб-бар (ku-babbar) от «ку» (быть чистым) и «баббар» (белый). Романские названия серебра произошли от санскритского «arjuna» (свет) и «rajata» (белый). Германские – от ассирийского «sarpu», точнее «si-rа-pi-im», означающего "белый металл", "серебро". Английское Silver (древнеанглийское Seolfor), немецкое Silber, готское Silubr, голландское zilver, шведское silfer, датское solf. Славянские названия сидабрас, сиребро (чешское стрибро) и древнеславянское (древнерусское) сребро (сьребро, съребро, серебро), также связывают с ассирийским «sarpu». Возможно, однако, и другое сопоставление – со словом "серп" (лунный) – по-древнеславянски "сьрп". Впрочем, слово "sarpu" означало еще и полумесяц, который является символом богини Игитар – повелительницы любви и плодородия.

Медицина

Упоминания о том, что вещества, содержащие серебро, могли использоваться как лекарства, относятся к седой древности. В Древнем Египте, например, серебряную пластинку прикладывали к ране для заживления. Об этом писали Геродот, Плиний и Агрикола. Парацельс оставил множество рецептов лечения заболеваний препаратами серебра.


Но вспомнили об этом, разумеется, только в XIX в. Врач Бенье Креде сообщил о результатах лечения инфекции ионами серебра. Выяснилось, что на серебряной пластинке дифтерийная палочка погибает через три дня, стафилококк – через два, а тифозная палочка – через 18 часов. А вообще серебро способно уничтожить 650 различных бактерий. Токсичность ионов серебра объясняется способностью нарушать ферментные системы микроорганизмов, тормозя их рост и размножение.

Антибиотики поначалу вытеснили серебро, но вскоре стали очевидными их недостатки: помимо того, что они убивают микрофлору кишечника и тем снижают иммунитет, микробы имеют обыкновение привыкать к ним. Кроме того, они не действуют на вирусы. Серебро же не вызывает привыкания и не накапливается в организме. Хотя передозировка может вызвать потемнение кожи – так называемую аргирию. Полный список недугов, с которыми справляется серебро, может позволить себе только медицинское издание.

Мистика
Серебро связывают с лунной магией, женским началом и зимним образом богини Дианы. Считается, что серебро может оберегать от отрицательных воздействий и злых духов. Древние египтяне полагали, что у бога Ра серебряные кости. Для инков серебро являлось божественной субстанцией, они называли его "лунными слезами". А император Нерон просто подковал серебром тысячи своих мулов. Алхимики считали серебро конечным продуктом трансмутации неблагородных металлов, осуществляемым с помощью "белого философского камня".


Если человеку не подходит серебро, то это может повлечь за собой серьезные расстройства здоровья. Нехватка этого металла в организме восполняется путем неумеренного употребления сладкого.

Некоторые целители утверждают, что серебро обладает охлаждающим действием на организм, поэтому пожилым людям его лучше не носить.
Серебро темнеет при продолжительном контакте с белком и кожей нездорового человека, отсюда и поверье о том, что серебро обладает даром предвидеть тяжелое заболевание своего хозяина.

Если серебряные гвозди вбить в гроб, то дух умершего не сможет восстать. Серебряные амулеты отгоняют злых духов. Во Франции сохранился обычай перед венчанием надевать новобрачным серебряную цепь, чтобы избежать воздействия колдовства. Серебряной пулей можно «прикончить» оборотней и прочих дьявольских созданий. Кстати, современные вампироборцы вместо осинового кола предпочитают пользоваться инъекциями нитрата серебра.

Деньги

Сначала в функции денег серебро применялось в виде массивных колец, брусков, слитков, проволоки, небольших обрубков. Они имели хождение в Ассирии, Вавилоне, Древнем Египте. Первую чеканную монету две с половиной тысячи лет назад сделал тот самый лидийский царь Крез, на которой, разумеется, изобразил себя любимого. Древние римляне стали чеканить серебряные монеты с 269 года до н. э., на полвека раньше, чем золотые. На Руси первое серебро чеканилось при князе Владимире. С одной стороны монеты было изображение князя на престоле, а с другой – надпись: "Володимир на столе, а се его серебро".

Конечно, не обходилось без подделок. Французский монарх Филипп Красивый, он же – Фальшивомонетчик, уменьшал вес золотых и серебряных монет или добавлял в них медь и олово. За это Данте предоставил ему место в аду.

Необыкновенную финансовую находчивость проявили во время войны с поляками Алексей Михайлович и боярин Федор Ртищев. Поскольку своего серебра в России не было, в ходу были иохимсталеры, по-нашему, – "ефимки" (их чеканили в чешском городе Иохимсталь). На этих «евро» сбивали латинскую надпись и оценивали монету в 1 рубль, хотя казне это обходилось в 50 копеек. Так случилась первая инфляция, закончившаяся "медным бунтом".

При Анне Иоанновне Акинфий Демидов, некоронованный уральский самодержец, тайно чеканил свою монету. Это единственный в истории случай, когда фальшивые деньги были дороже государственных: в демидовских содержание серебра было выше.

Сейчас серебряные монеты выпускают в виде памятных и пробных монет. Хотя в ходу существуют монеты 999 пробы (содержание Ag 99, 9%): в Америке однодолларовая монета с изображением орла, в Мексике – "либертады" и канадская монета достоинством в пять долларов с изображением кленового листа.

Не только деньги

Серебро отражает 97% видимого света. Серебряные зеркала обеспечивают энергией опреснительные установки в Саудовской Аравии и солнечную теплоэлектростанцию в Калифорнии.

Инертность серебра позволяет применять его в ракетной технике для изготовления уплотнительных прокладок двигателей. Иодид серебра – реагент для искусственного дождя: он конденсирует атмосферную влагу в капельки дождя. Кроме того, так можно уменьшить силу циклона. При помощи самолетов ставится завеса из йодисто-серебряной взвеси, циклон, проходя через нее, увеличивается в размерах и теряет разрушительную силу.

Но самое широкое использование серебра связано со способностью его галогенидов разлагаться под действием света до металлического серебра. В 1839 г. французский художник и изобретатель Дагер разработал способ получения изображения на светочувствительных материалах, и с тех пор больше половины добываемого серебра уходит на разного рода фото- и кинопленки. Наличие частиц галогенида серебра в стекле позволяет за 60 секунд превращать обычные очки в солнцезащитные (22% пропускания света против 88%).

А 1 грамм серебра может быть превращен в проволоку длиной около 2 километров! Не стоит забывать и о "фамильном серебре": ковкость, пластичность, бактерицидность делали посуду предметом роскоши. Это был символ достатка и респектабельности. В этом никто не смог переплюнуть графа Орлова, фаворита Екатерины Великой. Его респектабельность состояла из 3275 серебряных предметов, на изготовление которых потребовалось более 2 тонн серебра.



Цветные метаморфозы золота


Золото называют вечным металлом. Проходят тысячелетия, а золотые изделия и ювелирные украшения остаются наиболее дорогими и престижными. Притягательная сила драгоценного сияния многие века будоражит фантазию ювелиров, заставляет искать совершенную формулу золотых шедевров. Одна из тенденций в современной ювелирной моде – использование нетрадиционного цветного золота и даже объединение в одном изделии двух и более цветов золота. Введенные в различных пропорциях легирующие добавки позволяют придать золоту самые необычные цвета и оттенки. О зависимости цветовой амплитуды и физических свойств сплавов золота от его пробы и содержания в сплаве лигатурных металлов, а также о рекомендуемых режимах его обработки рассказывает Анатолий Кочешков, к.т.н., доцент кафедры «Литейное производство черных и цветных металлов» Национального технического университета Украины.


Латинское название золота Aurum означает «желтое». Ярко-желтый цвет, иногда оранжевый оттенок, имеет чистое золото пробы 24 карата. Цветовая амплитуда сплавов золота пробы от 8 до 22 карат (при содержании соответственно от 33 до 91,6% золота) может значительно изменяться в зависимости от содержания золота и сочетания лигатурных компонентов. Традиционное для ювелирных сплавов сочетание – золото, серебро, медь – позволяет в рамках проб получать цвета сплавов от желтого до розового. Так в сплав пробы 22 карата (91,6% золота) можно добавить максимум 8,4% лигатурных металлов. А если сплав по нормативам содержит белый или серый металл, тогда его цвет бледнеет и с понижением пробности в конечном итоге переходит в белый. В сплавах пробы 18 карат (75% золота) и ниже количество лигатурных металлов возрастает. Соответственно цветовая гамма расширяется от зеленого – через желтый – до красного цвета.

Как правило, золотые сплавы – это смесь двух или более чистых металлов. Но может быть также сплав чистых металлов и лигатур или использование собственного возврата производства и чистых металлов (или чистых металлов и лигатур). Основными составляющими почти всех сплавов золота являются медь и серебро. Их соотношение в большей степени определяет цвет и физико-механические свойства сплава.

Лигатурные добавки к золоту усиливают такие механические характеристики сплава, как прочность и твердость. Незначительное содержание серебра и меди позволяет в 2-3 и более раз повысить прочностные свойства. Причем медь в большей степени, чем серебро способствует более плотной упаковке исходной гранецентрированной кристаллической решетки, и, соответственно, повышению механических свойств. Еще более проявляется изменение структуры сплава после специальной термической обработки. Показательно влияние содержания серебра и меди на механические свойства сплавов золота пробы 18 карат.

Для придания сплаву тех или иных свойств в его состав, кроме серебра и меди, включают строго определенное количество других легирующих добавок, например: кадмия, цинка, кремния, никеля, кобальта, платины, палладия, иридия.

Если медь и серебро, имея очень схожую с золотом структуру кристаллической решетки и небольшую разницу в температурах плавления, незначительно влияют на механические свойства, то остальные присадки существенно изменяют металлургические свойства сплава. Так, при содержании уже до 1-2% цинка улучшается жидкотекучесть сплавов. Никель, кобальт и иридий при кристаллизации измельчают зерно сплава, чем повышают его механические свойства. Цинк и кадмий снижают температуры плавления сплавов золота, чем обеспечивают лучшее заполнение форм-монолитов и получение качественной отливки. Даже значительное содержание цинка (до 10%) может улучшать литейные свойства золота, особенно пробы 14 карат и ниже. Использование цинка, олова и кадмия позволяет значительно снизить температуры плавления сплавов золота для создания припоев, идентичных по цвету основному сплаву.

Если изделие требует дополнительной механической обработки, то твердость сплава желательно уменьшить. Твердость сплавов золота пробы 8-18 карат можно регулировать содержанием меди. Зафиксировать удовлетворительную твердость сплава можно выбивкой из литейной формы в воде (так называемая «мокрая выбивка»). В этом случае процесс ускоряется.

В дальнейшем твердость сплавов можно значительно повысить при искусственном высокотемпературном старении (нагрев в течение 3-4 часов при 280-300° C).

В практике ювелирного дела большое значение имеют опыт и навыки работы с тем или иным сплавом. После любой операции пластической деформации обязательно следует рекристаллизационный отжиг, т.к. неотожженный металл в конечном итоге будет ломаться.

О ПРОБАХ

Достоинство ювелирных украшений, изготовленных из сплавов драгоценных металлов, определяется пробой, т. е. количеством содержащихся в сплавах металлов. Чем выше проба, тем больше драгоценных металлов содержится в конкретном изделии. Существует метрическая и каратная система проб. Карат – единица массы драгоценных камней, равная 200 мг. По этой системе метрическая проба со значением 1000 соответствует 24 каратам. Для перевода одной пробы в другую применяют соотношение 24/1000, согласно которому, например, метрической пробе 750 соответствует 18-каратная проба.


Источник: Журнал «Мир Металла»
__________________

Для просмотра ссылок или изображений в подписях, у Вас должно быть не менее 0 сообщение(ий). Сейчас у Вас 0 сообщение(ий).

Последний раз редактировалось Вера Сагалович; 06.06.2011 в 22:56.
Вера Сагалович вне форума  
Цитировать
Старый 06.06.2011, 22:54   #2
По умолчанию Re: О металлах....

Белое движение (о драгоценных металлах платиновой группы)

В последние годы ювелирное искусство переживает бум моды на украшения из драгоценных металлов платиновой группы. Белый цвет этих металлов лучше оттеняет естественный цвет драгоценных камней, не придавая им желтоватых бликов традиционного золота. Более прочные, обладающие изысканным блеском, отлично полирующиеся, не тускнеющие и не окисляющиеся, они составляют достойную конкуренцию сплавам белого золота. Сочетание этих уникальных качеств сделало платину и ее спутников элитой ювелирной промышленности, символом престижа, достатка и успеха.


Платина была известна еще в Древнем Египте, Греции, Эфиопии и Южной Америке. Первые официальные упоминания этого металла относятся к 1735 – 1748 гг., когда в отчетах испанского ученого Антонио Де Уллоа был описан белый металл, найденный в россыпях золота и серебра в Эквадоре. Он получил название «платина» (platina) – уменьшительно-презрительное от слова «plata» — серебро. Поначалу платину считали белым золотом, но применения найти не могли из-за трудности ее обработки. Первыми на платину применили фальшивомонетчики, так как дешевый, достаточно тяжелый (по сравнению с серебром и золотом) металл с высокой плотностью мог утяжелять монеты.

Только в середине XVIII в. платина была признана самостоятельным металлом. В чистом виде ее в природе не существует. Самородная платина обычно представляет собой естественный сплав с другими благородными (палладий, иридий, родий, рутений, осмий) и неблагородными (железо, медь, никель, свинец, кремний) металлами. Для ее получения самородки разогревают в котлах с «царской водкой» (смесь азотной и соляной кислоты) и затем «доводят» многочисленными химическими реакциями, нагревом и плавкой.

Именно при исследовании раствора, получившегося при производстве платины в 1803 г., англичанин Уильям Гайд Волластон выделил первый из металлов платиновой группы – палладий. Свое имя металл получил после открытия в 1802 г. одного из самых больших астероидов – Паллады, в свою очередь, названного так в честь греческой богини мудрости Афины Паллады. Палладий по цвету темнее серебра, но светлее платины. Он самый легкий, легкоплавкий, гибкий и пластичный из всех платиновых металлов, легко прокатывается, протягивается в проволоку, отлично полируется и не тускнеет.

В последнее время палладий постепенно занимает достойное место в ювелирных коллекциях. Теплый белый цвет палладия великолепно подчеркивает блеск камней. И если раньше его использовали только в качестве лигатуры для создания белого золота (ведь палладий способен сделать белым почти шестикратное количество золота), то сейчас изделия из чистого палладия – с камнями и без, полированные и матовые, все чаще встречаются на выставках и в ювелирных салонах. Легковесность и невысокая цена палладия позволяет дизайнерам воплощать в этом металле самые смелые фантазии и создавать различные по стилям и ценовым категориям изделии, что делает палладий одним из самых популярных металлов платиновой группы.

Родий (от греческого rhodon – роза) – один из самых редких платиноидов. Волластон открыл его почти сразу вслед за палладием в 1804 г. и назвал так из-за того, что соли родия имеют ярко выраженный розовато-красный цвет. Сам же металл по цвету (серебристый с легким голубым оттенком) и блеску напоминает алюминий, но, по сравнению с ним, является гораздо более твердым, он устойчив к окислению и воздействию высоких температур.

Родий – настолько дорогой металл, что чаще всего его применяют только в тех областях, где он совершенно незаменим. И ювелирная промышленность тоже не может без него обойтись. Родий используют в небольших долях в качестве «отбеливателя» золота, а также для придания ему твердости. В последнее время металл все чаще приобретает значение как гальванопокрытие для ювелирных изделий. Предметы, сделанные из недрагоценных металлов и серебра становятся устойчивыми к износу, получают и надолго сохраняют особый блеск и красоту, когда покрыты тонким слоем родия. Однако большая ценность использования родия в технике, трудность его получения и скудность запасов в природе ограничивают использование этого металла для изготовления предметов роскоши.

Иридий был открыт тоже англичанином Смитсоном Теннантом в 1803 г. Его соли окрашиваются в самые разнообразные цвета, что послужило поводом назвать новый металл от греческого «iris» — радуга.

Иридий – серебристо-белый металл, по внешнему виду напоминающий олово, очень твердый, тяжелый и прочный, но хрупкий. Самостоятельное применение иридия достаточно редко и чаще всего его используют в качестве лигатуры. Добавление 10% иридия к относительно мягкой платине делает ее тверже почти втрое. Для ювелиров это качество иридия совершенно незаменимо, так как украшения из платиново-иридиевого сплава очень красивы и практически не изнашиваются. Любопытно, что этот же сплав применяется для изготовления эталонов веса и длины.

На сегодняшний день платиноиды применяются во многих областях промышленности и все чаще привлекают внимание ювелиров. Современные материалы для воплощения концептуальных фантазий открывают новую область ювелирного искусства, в которой поистине неисчерпаемы возможности использования этих редких, но абсолютно незаменимых по свойствам и качествам металлов.



Сусальное золото



«Большинство имеет обыкновение делать украшение на стене золоченым оловом, т.к. это дешевле. Я, однако, даю тебе такой совет: старайся всегда украшать чистым золотом и хорошими красками… Если же ты захочешь возразить, что бедному эти расходы не по силам, я тебе отвечу: если ты работаешь хорошо и отдаешь своим произведениям нужное время, и работаешь хорошими красками, ты достигнешь такой славы, что богатый тебе заплатит за бедного, и твое имя станет в области живописи столь известно, что тебе заплатят за фигуру два дуката, когда другому один».

«Книга об искусстве или трактат о живописи»
Ченнино Ченнини



Уже никто не помнит, кто и когда впервые расковал маленький слиток золота до толщины паутины, чтобы украсить им некий священный предмет. Возможно, этим предметом была статуя, а может быть какая-то утварь или военный доспех. С тех пор многое изменилось в людском восприятии покрытой золотом поверхности, в пышности дворцовых интерьеров забыта ее исключительная сакральная значимость, но о ней помнят сам материал и руки мастеров, с ритуальной тщательностью продолжающих старинную традицию. Надо сказать, что в ней мало что принципиально меняется, среди позолотчиков считается дурным тоном не знать старинных сочинений на эту тему, а главным учителем по-прежнему является опыт.



Сам термин «сусальное золото» происходит от слова «сусаль» – лицо, лицевая поверхность. В России сусальное золото изготавливалось как одиночными мастерами-сусальщиками, так и на небольших фабриках.

Наиболее крупным центром производства сусального золота, серебра и двойника (с одной стороны – золото, с другой – серебро) издавна было Пошехонье в Ярославской губернии. Сохранилось «Изложение» производителей-экспонентов на Московской художественно-промышленной выставке 1882 г. братьев А. и И. Князевых, являющееся, по сути, подробным описанием технологии изготовления сусального золота и серебра, в своих основных чертах сохранившейся до наших дней. Но есть и такие подробности, которые многое могут рассказать о специфике и своеобразном колорите этого кустарного промысла.



Обучали этому мастерству с детства – хозяева-сусальщики брали на обучение мальчиков с 13-летнего возраста, которые жили у них 4-5 лет, после чего поступали в работники за жалование. В упомянутом «Изложении» особо отмечается, что способности у мастеров-сусальщиков бывают разные: «из металла одинакового достоинства и пробы один мастер сделает свой передел искусно и чисто, а другой, напротив, и металлу употребит больше, и работа выйдет хуже, чем у первого…».

Как делают сусальное золото? Попробуем очень упрощенно описать процесс: берут кусок золота, расплющивают на наковальне молотком или вальцуют, – получается тонкая лента, из которой нарезают пластинки. Эти пластинки и расковывают в тончайшую пленку – в несколько десятков раз тоньше человеческого волоса. Чтобы она не приставала к молотку и не рвалась на части, золотую пленку кладут между двумя слоями так называемой «снасти» – раньше на Руси она изготавливалась из плевы, содранной с говяжьей печени. По этой снасти и бьют молотком, пока золото не обретет надлежащую тонкость.



Толщина же золотых листков может быть разной не только в зависимости от умения мастера, но и условий его будущего применения: для наружных работ оно более толстое, для золочения икон, картин, рам, мебели – тоньше. Эти тончайшие золотые пластинки вкладываются в специальные книжки, между листами очень тонкой бумаги – в таком виде они попадают к мастерам-позолотчикам. Сусальное золото в них всегда одного размера – 9,5×9,5 см, но может быть разной толщины – от этого зависит так называемый лигатурный вес сусального золота. Тонкое золото – 1-2 г – применяется для внутренних работ – золочения рам, киотов и др. Золото с лигатурным весом 3-5 г используется для золочения куполов, внешнего декора, скульптуры. Например, фонтан «Самсон» в Петродворце покрыт 5-граммовым сусальным золотом.

Предварительно обработав поверхность, – тщательно очистив, проклеив паволокой (тонкой тканью), нанеся левкас (смесь клея и мела) и полимент (клей или протухший белок и специальная глина), – позолотчик плоской кисточкой из беличьего хвоста, предварительно намагниченной, берет кусочки сусального золота и наносит их на поверхность. При помощи ваты и специальных инструментов поверхность разглаживается и полируется до состояния полной однородности – швов не должно быть видно. В зависимости от примененного левкаса, позолоченная поверхность может быть матовой или блестящей.

В результате получается поверхность, сохраняющая свои первоначальные – и драгоценные – свойства десятки лет. К тому же, тончайший слой металла может быть использован как основа для дальнейшего декорирования произведения – чеканки, украшения эмалью.



Сейчас в России сусальное золото производит Московский завод цветных сплавов, кроме того, используется импортное золото – немецкое, итальянское. Позолотчики, однако, в один голос утверждают, что наше золото лучше.


Источник: Журнал «Мир Металла»
Миниатюры
1.jpg   2.jpg   3.jpg   4.jpg   5.jpg  
__________________

Для просмотра ссылок или изображений в подписях, у Вас должно быть не менее 0 сообщение(ий). Сейчас у Вас 0 сообщение(ий).
Вера Сагалович вне форума  
Цитировать
Старый 06.06.2011, 22:59   #3
По умолчанию Re: О металлах....

Техногенное сребролюбие

Так уж повелось, что серебро у человека практически всегда котировалось ниже, чем прочие благородные металлы. Исключение составляют разве что ассирийцы, у которых «металл Луны» считался священным. А между тем, мало найдется металлов, обладающих столь замечательными свойствами. Выяснилось это, правда, сравнительно недавно – каких-нибудь сто лет назад. Но зато когда выяснилось, серебро стало незаменимым материалом во многих отраслях производства.



Тысячелетиями сохраняется традиция пайки серебром

Впрочем, попытки создать из серебра нечто более оригинальное, чем монету с чеканным профилем или безделушку-украшение предпринимались человеком и прежде. Ну, а после того, как испанцы, обнаружив в Новом свете несметные запасы этого благородного металла, стали столь активно завозить его в Европу, так что вскоре соотношение стоимости серебра к золоту снизилось с 1:10 до 1:50, изыскания в этой области стали менее накладны.

Лужу, паяю
Операцию пайки люди освоили много тысяч лет назад. Причем освоили ее как раз с помощью серебра, точнее говоря, серебра и золота. Все дело в том, что в те дремучие времена народ был настолько дик и развращен, что ел и пил из золотой и серебряной посуды. А так как придать нужную форму при литье посуды удавалось не всегда, то ручки для кувшинов, например, приходилось отливать отдельно, а затем припаивать их серебряным припоем. Благо температура плавления серебра относительно невысока – 960,50 С, гораздо ниже, чем у золота и меди.

С легкостью преодолев время, серебряный припой дожил до наших дней. Сегодня широко применяются припои ПСр-10, ПСр-12, ПСр-25 и ряд других (цифрами обозначается процентное содержание серебра в припое). Эти материалы используются для запаивания котлов высокого давления, трансформаторов, электрических шин, коллекторов и во многих других случаях, когда необходим прочный, плотный и коррозионно-устойчивый шов. Причем чем выше эти требования, тем большим должно быть содержание серебра в припое – в некоторых случаях до 70%. А для того, чтобы паять титан и вовсе применяется чистое серебро.



На изготовление усилителя уходит столько серебра, что хватило бы на роскошный ювелирный гарнитур

Зеркала вы, мои зеркала
Приблизительно тогда же, когда была освоена технология пайки, плюс-минус один-два века, человек нашел серебру еще одно применение – отполированные пластины из него стали использоваться в качестве зеркал. К слову сказать, для той же цели использовались и пластины из золота и бронзы, но серебряные были предпочтительнее, так как не имели желтого оттенка, как золотые, и не тускнели, каковой недостаток, помимо искажения цвета, был у бронзовых.

Появившиеся в начале новой эры стеклянные зеркала долгое время изготавливались без использования серебра. Лишь в XVII веке, благодаря химикам Птижану и Либиху, серебро вернулось в данную отрасль. Они разработали способ восстановления металлического серебра из аммиачного раствора его солей при помощи формалина или глюкозы. Полученные таким образом серебрильные растворы и сегодня применяются для изготовления не только бытовых зеркал, но и автомобильных фар, прожекторов, зеркал оптических приборов и солнечных батарей. Кстати, когда США в 60-х годах пытались посредством своего военно-промышленного комплекса наставить на путь истинный Хо Ши Мина, они собирались для пущей убедительности запустить на орбиту спутник-зеркало, предназначенный для освещения в ночное время территории Вьетнама. Проект провалился из-за протестов мировой общественности, обеспокоенной грозящим в этом случае нарушением экологии Индокитайского полуострова. Как знать, может из-за этого военная компания и закончилась столь бесславно для американцев.



Зеркало не только обработано серебрильным раствором, но и обрамлено серебром. Карл Иоганн Тегельстен. Середина XIX в

Argentum triumphus
Если в области культуры «Серебряный век» начался и закончился на заре ХХ в., то в области техники эра серебра наступила лишь в середине того же века, и заката его ожидать не приходится. В настоящее время из порядка тридцати тысяч тонн серебра, ежегодно добываемых в мире, около 40% потребляет промышленность. Для сравнения: ювелирная отрасль потребляет на десять процентов меньше. Серебро активно используется в электротехнике, электронике, радиотехнике, автоиндустрии, аэрокосмической отрасли, медтехнике, химической промышленности и во многих других отраслях производства. Такая заинтересованность в серебре со стороны промышленности обусловлена тем, что оно обладает наивысшими среди металлов электрической проводимостью, теплопроводностью и отражательной способностью. Кроме того, в условиях предельно достижимого холода серебро, в отличие от подавляющего большинства других металлов и сплавов, не становится сверхпроводником, что позволяет применять его в качестве электроизолятора при сверхнизких температурах. Серебро обладает также замечательной стойкостью к воздействию едких щелочей и кислот, что предопределяет его применение как изолятора поверхностей, контактирующих с агрессивной средой.

Начало активного использования серебра в промышленных нуждах приходится на период Второй мировой войны. Так, казначейство США выдало на нужды «Манхэттенского проекта» (создание атомной бомбы) по одним сведениям 14, по другим 40 тонн серебра. Многие сотни тонн благородного металла ежегодно расходовались на производство подшипников для танков и самолетов. Как говорится: «все для фронта, все для победы». Во время «холодной войны» применение серебра только увеличивалось. Так, например, на каждой подводной лодке в виде аккумуляторных пластин, проводов и припоев находилось свыше тонны серебра.

И в наше относительно мирное время потребление серебра промышленностью не снижается. Наоборот, благодаря расширению производства компьютерной и полупроводниковой техники, компакт-дисков и мобильных телефонов, спрос на него постоянно увеличивается. Серебро используется повсеместно. Космические корабли и самолеты, корабли и автомобили им просто-таки напичканы. Даже из дешевой китайской магнитолы-«мыльницы» можно при желании извлечь с десяток граммов серебра, а что уж говорить о серьезных аудиосистемах. Не так давно на рынке появился эпоксидный клей на основе серебра, обеспечивающий, по заявлению его производителей, «высокопрочное токопроводящее соединение» и заменяющий пайку. Так что прогресс не стоит на месте. И далеко не последним фактором, подпитывающим его динамику, является «металл Луны» с его замечательными свойствами.



Источник: Журнал «Мир Металла»
__________________

Для просмотра ссылок или изображений в подписях, у Вас должно быть не менее 0 сообщение(ий). Сейчас у Вас 0 сообщение(ий).

Последний раз редактировалось Вера Сагалович; 18.07.2011 в 23:10.
Вера Сагалович вне форума  
Цитировать
Старый 06.06.2011, 23:02   #4
По умолчанию Re: О металлах....

Металлы всякие нужны


Согласно мифологии, все металлы находились в ведении Плутона, управлявшего подземным царством, но в то же время связывались с космической энергией планет. Алхимики признавали семь главных металлов, каждый из них соответствовал божеству и небесному телу.


Золото — нетленный материал, рожденный Солнцем, связанный с Аполлоном, красным цветом, чистым Духом, давшим начало всему живому. Серебро — совершенный металл, соотносится с Луной, Дианой, голубым цветом, эфирной Душой, рождающей чувства и идеальные образы. Остальные металлы являются несовершенными. Ртуть соответствует Меркурию и белому цвету, олово, самый легкий металл, — Юпитеру, Юноне, фиолетовому цвету. Железо отождествляется с Марсом, оранжевым цветом и телесным Духом, рождающим движение и порой самые непредсказуемые устремления. Медь связана с Венерой, ей соответствуют зеленый цвет и телесная Душа, отвечающая за сбережение жизненных сил. Свинец — Сатурн, желтый цвет и материальное тело. Алхимия попыталась выстроить эволюционную лестницу металлов, в самом низу которой находилось железо, затем шли медь, свинец, олово, серебро, на самом верху — золото. В традиционных народных представлениях разные металлы, прежде всего железо, серебро и золото, наделялись магической силой, так же как различные предметы, сделанные из этих материалов: амулеты, украшения, оружие, зеркала, монеты и т.п.

Любая металлическая вещь притягивает внимание, даже если это только бронзовая ручка на ящике стола или скромный подсвечник. Нужна ли сегодня профессия кузнеца? Об этом мы решили поговорить с самими кузнецами, и не только с ними, но и с мастерами и художниками разных специальностей, владеющими секретами обработки всевозможных металлов.

Бронза (медь, до 20% олова)

Это материал, появившийся по воле человека. С того самого момента, когда из расплавленного камня вытек первый металл, наступила новая эпоха в истории человечества — Бронзовый век. До этого люди имели дело только c материалами, созданными самой природой. С бронзой началась эпоха созидания. Бронза — это было и новое оружие, и деньги. Бронза — это символ прогресса, а значит, могущества и власти. Бронза — это искусство. Она соединила в себе все качества других материалов. Она может быть тверда и упорна как камень, изменчива и текуча как вода, может блистать как солнце и отражать как зеркало, может быть тяжела и упряма, а может беспрекословно служить мастеру. Бронза материал магический, он может все. Воплотит любой замысел человека в форме, неподвластной векам. Бронза — это тонкий расчет. Это медь, латунь, цинк, серебро, сурьма, наконец, золото. Чувствуете колдовской аромат тайного действа, алхимических жаровен, где творился философский камень вечности? "Кто владеет бронзой, тот владеет всем, тот настоящий победитель", — шепнул Князь Меншиков на ухо своему суверену, и по воле Петра отправились люди на Урал добывать славу для молодой империи. Колокола переливались в пушки. "Бронза — символ просвещенной власти", — говорил Король-Солнце Людовик XIV. Вся скульптура Версаля, его убранство — это бронза. Ее влияние на жизнь людей превзошло даже золото. Хотя бы потому, что ее больше и она доступнее. Кто скажет при виде Эвереста, что Господь не самый величайший скульптор? Не потому ли Всевышний преподнес такой бесценный дар именно скульпторам. Из всех материалов бронза самый универсальный, она может имитировать любой другой материал, получится убедительно и пластично. Весь арсенал приемов, который есть у мастера, имеющего дело с металлом, возможен в работе с бронзой. Творите в бронзе, и никто не усомнится в вашем успехе. Время испортит картину, или найдется маньяк, который обольет ее кислотой или порежет ножом. Гравюра помнется, фарфор разобьется, дерево потрескается или сгорит. Даже камень может разбиться. Но бронзовая скульптура переживет все. Тем более, сегодня нет нужды переливать ее на пушки или деньги.

Латунь (медь, 10 -50% цинка)


Латунь — сплав меди с цинком, металл желтого цвета, издалека похожий на золото. Это материал, обладающий богатыми возможностями в оформлении интерьера. Латунью можно отделать буквально все. Диапазон очень широк: от маленьких ручек, ключиков, фурнитуры для мебели до архитектурных деталей — колонн, перил, ограждений и т.п. Она прекрасно сочетается с деревом, черным металлом, с нержавеющей сталью. Она легко поддается обработке самыми разными способами: токарной обработке, фрезеровке, можно использовать литье. Мы обычно "выкраиваем" заготовки, из них выгибаем нужные формы, которые потом свариваются, спаиваются, шлифуются так, что не найти никаких швов. Какую поверхность придать латуни — это уже дело вкуса. Можно начистить до зеркального блеска и покрыть специальным лаком, чтобы не потускнело. Или наоборот, пусть со временем металл окислится, потемнеет, приобретет благородный зеленоватый оттенок естественной патины, создающий ощущение старины. Можно подвергнуть химическому травлению или окрасить, придать поверхности разнообразные фактуры, нанести рисунок — как будто слегка прошлись кистью. Можно обработать поверхность на токарном станке или гидравлическим способом нанести какой-то рельеф. Недавно попробовали получить интересную фактуру горячим способом с помощью газовой горелки: нагревается неравномерно, горелку поднес или убрал, появилось что-то вроде тиснения. Потом, как обработаешь: можно оставить грубую поверхность или вычистить и отполировать. В общем, процесс творческий.

Медь

Медь реже встречается в интерьерах. Из меди часто делают кровли. Она обладает прекрасными свойствами: хорошо сваривается, пластична, поддается выколотке. Одно из достоинств меди — красивый цвет, который обогащает колорит изделия, особенно если оттонировать и придать разные оттенки. Медные детали превосходно сочетаются с мебелью из натурального дерева. Из нее делают вытяжки над камином или плитой.

Чугун (железо, 2-4,5% углерода)

В литературе часто можно встретить: "Чугунный кованый забор". Это сразу коробит, потому что если чугунный — значит литой. Чугун — сплав железа с углеродом, но углерода здесь больше, чем в стали. От содержания углерода меняются свойства сталей. Чугун обладает меньшей температурой плавления, чем железо, поэтому его легко отливать даже не в заводских условиях. В наших мастерских мы можем выполнять самые разнообразные чугунные детали, например пики для заборов. Приходилось делать винтовые лестницы, балясины для лестниц. Вообще в литье самое дорогое — модель. Если что-то отливаешь в единственном экземпляре, выходит слишком дорого. Мы применяем деревянные модели. Бывает литье просто в землю. Представьте себе детскую песочницу: разровнял, вдавил формочку, получил отпечаток. К нему прорезается специальная бороздка — литник, куда выливается расплавленный металл. Конечно, должна быть природная литейная земля или специальный состав, приготовленный на заводе. Если же изделие сложное, с большим количеством выступающих деталей, применяется литье по выплавляемой модели. Сначала делается модель из гипса, она покрывается резиной, которая застывает и снимается. В резиновую форму заливается воск, получается восковая форма. Она покрывается специальными составами и помещается в печь, воск расплавляется и вытекает, а в освободившуюся полость заливается расплавленный металл, тот же чугун. Литые латунные и бронзовые изделия можно покрыть искусственной патиной, от черного до золотистого цвета. Часто в сложных изделиях мы сочетаем разные техники: ковку, литье, токарные, слесарные работы. Гордимся своей работой для храма Христа Спасителя. За четыре месяца (от модели до монтажа на месте) сделали два позолоченных паникадила весом 3 тонны и высотой 17,5 метра.

Сталь (железо с углеродом)

Раньше я занимался миниатюрной ювелиркой, но в 1980-х съездил в Германию и там, насмотревшись, как работают с кованым металлом, попробовал сам и влюбился в него. Даже научился ковать дамасскую сталь. Разные по составу куски стали — мало- и высокоуглеродистые — складываются вместе, перекручиваются, нагреваются и проковываются. На уже готовом изделии, когда его шлифуют, все слои проявляются в виде рисунка. При ковке важное значение имеет даже топливо: ковать металл лучше не на коксе — он слишком выжигает, а на второсортном буром угле, который дает хорошее пламя и создает подходящую восстановительную среду. Или на древесном угле. Кованый металл при всей плотности и тяжести — живой, пластичный материал. И если его любить, он отдаст сполна. Кованые вещи делаются из одного куска металла: ты просто видоизменяешь бесформенную массу. В нем совсем другой звон, нежели в отлитом изделии. Самым идеальным металлом для ковки является мягкая сталь. В разогретом состоянии она буквально течет. Очень послушный материал. Она мало окисляется, и в интерьере ее можно ничем не покрывать.


Железо после бронзы древнейший материал, имеющий самый широкий спектр применения. В Испании сохранились кованые решетки, сделанные еще в IV веке. Раньше говорили: "Кузнец всем ремеслам отец". Из стали делается все — от швейной иголки до сложнейших станков. Ковка древнее литья, ведь проще было металл бросить в костер и потом ударить, чем, скажем, отлить что-то стоящее. Здесь уже требуются какие-то дополнительные приспособления, например, печь. Если говорить точным техническим языком, этот материал называется сталью, которая обладает самыми различными свойствами. Для нашего ремесла больше всего подходит низкоуглеродистая сталь, в нагретом состоянии она как пластилин в руках. Это создает особый колорит кованых изделий — они "мятые", на поверхности видно движение металла в процессе деформации. В отличие от литья ковка намного сильнее по ощущению. Литая вещь будет более хрупкой. Стальной кованый декор можно выполнить очень изящно, чтобы веточки гнулись, почти трепетали. Возможности кованой стали в декоративном искусстве безграничны. Делаются и женские украшения, и бытовые вещи. В сложной работе решаешь, каким способом сделать ту или иную деталь: что-то проще отковать, что-то отлить, где-то придется припаять. Кованый металл, которым мы занимаемся, это непреложный атрибут архитектуры в любом цивилизованном европейском государстве.

Вороненая сталь

Воронение — один из традиционных способов художественной обработки стали. Изделие окунается в масло и обрабатывается огнем, в результате создается защитный слой, надежно предохраняющий от коррозии. Техника кропотливая. Примерно половину времени занимает подготовка поверхности изделия к воронению. Достоинство этой техники в том, что поверхность металла не кажется покрашенной, она сохраняет естественный цвет и фактуру со всеми следами ковки. Преимущество вещей из такого металла, во-первых, в их прочности. Такой стул хоть с пятого этажа бросай — ничего с ним не будет. А во-вторых, в красоте — ощущаешь естественную фактуру, черный цвет создает выразительные акценты в интерьере. Вещи бывают очень разными по характеру: можно сделать легкую кружевную — женскую вещь, а можно мужскую, агрессивную, натянутую как стрела.

Нержавеющая сталь (сплав железа с хромом, никелем)

Нержавеющая сталь очень актуальна в современном интерьере в стиле хай-тек, где много стекла и металла. Она практична: не ржавеет и не тускнеет, уж если отполировал — это навсегда. Из чего состоит? Там несколько составляющих, в основном железо, титан, никель, хром. Сейчас появилось много разнообразных стальных заготовок. За границей наше же сырье перерабатывают, и нам поставляют различные профили, трубы, листы шлифованные, полированные, с просечкой. А мы уже из этих заготовок выкраиваем, монтируем, обрабатываем поверхность. Сталь часто полируется. Впрочем, сейчас дизайнеры любят шлифованную, чуть матовую поверхность, не отполированную до зеркального блеска. Получила развитие лазерная техника нанесения рисунка или надписей на сталь. Рельефную поверхность на стали так же запросто, как на латуни, уже не выполнишь, однако и это возможно, если при нагреве выдавить, скажем, вулканический рельеф.

Цинк. Титан. Сталь


Я пришел к этим рельефам, выполненным в металле, не случайно. По образованию я график и много работал в самых разнообразных техниках, в том числе занимался офортом. За 25 лет у меня накопилось много отработанного металла в виде досок, с которых печатались офорты. Если разобрать вот эти современные произведения, то на обратной стороне окажутся мои ранние гравюры. Именно обилие металла подвигло меня найти ему новое применение в виде рельефов. Можно сказать, что это стало логическим продолжением моего творчества. Гравюра требует многократного повторения. Над одним и тем же сюжетом для ксилографии я мог работать помногу лет, повторяя его и в живописи, и в рисунке, и в акварели, но всегда все заканчивалось гравюрой. А теперь творческий процесс как-будто пошел вспять: эти же сюжеты я начал перерабатывать в большие рельефы, выполненные в металле, с которого когда-то печаталась гравюра. Бесконечный поток тем и сюжетов просто обрел новое воплощение. Вот таким образом я пришел к металлу. Тем более, что я раньше жил в Нижнем Тагиле, где с металлом проблем не было. Когда работаешь с металлом, чувствуешь себя мужчиной, это настоящая мужская работа, приносящая удовлетворение, дающая возможность проникнуться самоуважением. Какие металлы я использую? Поскольку в прежней жизни это служило офортной доской, то больше всего здесь цинка. Цинк полированный, шлифованный, обработанный пескоструйным аппаратом. Все это дает разный цвет и разное отражение света. Причем палитра этих цветов и отражений отличается сдержанностью, что тоже меня в металле привлекает. По цинку с матовой поверхностью после пескоструя я наносил гравировку. Сталь уже не поддается гравировке, но у нее потрясающие отражающие способности. Испанская сталь — очень зеркальная. Наша похуже. Но и эти различия удается использовать. Титан имеет теплый благородный темноватый оттенок, и он хорошо отражает. Вызывающе золотой блеск я не люблю. Золото, латунь, медь — это не мой металл. Но иногда в рельеф нужно внедрить и такой звучный акцент. У каждого металла есть свои неповторимые свойства. В "Пирамиде", которая весит полтонны, использованы сразу все эффекты, кроме гравировки. Вместо графики каждая деталь заключена в алюминиевый уголок, что создает ритмичное членение. Теперь она нашла свое место в офисе солидной фирмы. Хотя делалась она не для интерьера. Ни о какой коммерции я тогда не помышлял. Однако практика показывает, что многие подобные работы с выставок благополучно перебираются в интерьеры, особенно хорошо они вписываются в хай-тек. Вообще металл производит странное впечатление: смотришь на него, даже не дотрагиваясь, и словно чувствуешь его, ощущаешь толщину материала. Это удивительно!

Цинкотитан — материал практически вечный. Я его обрабатывал химическим травлением, которое дает красивую узорную фактуру. Потом из таких резных пластин собирается каркас для светильника. Я бы с удовольствием еще поработал с этим материалом, но на заказ. Он плохо поддается механической обработке. Чтобы после травления выявить все богатство рисунка, нужно с ним долго возиться, чисто обрабатывать, потом могут появиться пятна. Он, правда, прекрасно льется. Но из проката можно делать конструктивные стильные вещи.

Золото. Серебро

Еще совсем недавно существовала абсурдная ситуация, когда мастера, даже известные, не имели права работать с драгоценными металлами. В Союзе художников Санкт-Петербурга группа ювелиров устроила выставку ювелирной пластики, где были представлены "драгоценные" вещи из недрагоценных металлов. В середине 80-х годов возникали еще более абсурдные ситуации, например, ювелир делал вещи из серебра, а мы их гальваническим способом покрывали медью, чтобы не было недоразумений на выставкомах. С тех самых времен для меня не имеет значения ценность материала, для заказчика это гораздо важнее. Конечно, серебро или золото высокой пробы пластичны, с ними легче работать, особенно в тонких изделиях. Однако можно внешне одинаково выполнить изделие как из латуни, так и из золота. В ювелирных изделиях серебро заменяется другими материалами — мельхиором, его называют еще низильбером (нем. новое серебро) — это сплав никеля с медью. Есть "польское серебро" — белая латунь. Есть много сплавов, в которых можно сымитировать что угодно. Мы работаем в традиционной технике литья. Это одна из самых ранних техник, доступных человеку с глубокой древности, потому что для нее не требовалось специальных инструментов. Берется пчелиный воск, из него что-то лепится, формуется в глину, туда заливается металл все равно какой, — латунь, золото, свинец или серебро. В сложных ювелирных изделиях часто сочетаются разные техники — и литье, и филигрань. Есть вещи, которые должны быть выполнены из драгоценных металлов, потому что и работа мастера, и сам предмет, который оформляется, сами по себе уже имеют большую ценность. И заниматься изготовлением таких вещей, как драгоценная церковная утварь, из дешевых материалов бессмысленно. Что касается прочности... наверное, если золото закапывать в землю на века, оно сохранится лучше. Однако в истории золотых вещей было уничтожено, переплавлено больше, чем латунных. Хотя я и говорю, что мне все равно, с каким материалом работать, золото и серебро остаются самыми красивыми, технологичными материалами, с которыми всегда хочется и обязательно надо работать.


Золото — великолепный материал. Но поскольку к нему очень трепетно относятся, в золоте можно позволить себе только что-то миниатюрное, ювелирное. С ним особо не размахнешься. У ацтеков было полно этого золота, они и отливали скульптуру. У золота непревзойденные литейные качества, оно не требует потом обработки, так как почти не окисляется. Самые сложные, самые тонкие проработки, буквально отпечатки пальцев, можно отлить в золоте. Серебро имеет самый высокий коэффициент отражения, не зря в древности зеркала делали из серебра.


Источник: Журнал "Архидом"
__________________

Для просмотра ссылок или изображений в подписях, у Вас должно быть не менее 0 сообщение(ий). Сейчас у Вас 0 сообщение(ий).
Вера Сагалович вне форума  
Цитировать
Ответить


Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1)
 
Опции темы

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы не можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.
Trackbacks are Вкл.
Pingbacks are Вкл.
Refbacks are Выкл.



Текущее время: 07:35. Часовой пояс GMT +3.

Обратная связь - remesla.by - ремесла, ручная работа, хобби, увлечения - это наша жизнь - Архив - Условия использования - Вверх

Powered by vBulletin® Version 1.x.x
Support by SeeRay and DiDiO
Copyright ©2000 - 2019, vBulletin Solutions, Inc. Перевод:
zCarot
Все права защищены. Копирование любого материала с данного форума без разрешения администрации запрещено!